Фонд госимущества начал процесс переговоров о передаче на баланс успешного "Турбоатома" генераторного производства загибающегося "Электротяжмаша". На базе двух харьковских заводов может возникнуть мощный энергомашиностроительный холдинг, который закрепит за собой основные рынки и обеспечит стране стабильный доход.

Но "Турбоатом" снова попал в список на приватизацию. Как поступит правительство, учитывая тот факт, что оно до сих пор не сформулировало свою приватизационную стратегию вообще и в отношении ключевых отраслей и объектов в частности?

[[{"fid":"177674","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"1":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"2":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"7":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"831","width":"1370","class":"media-element file-default","data-delta":"7"}}]]

Продать "Турбоатом" Украина пытается 20 лет. Но по разным причинам – в основном политическим – дальше продажи Константину Григоришину 15% акций завода и 5% российским "Силовым машинам" Алексея Мордашова дело не пошло. Государство владеет 75%, которые и в 2017 году то ли будут, то ли не будут выставлены на продажу. В ожидании приватизации о желании принять в ней участие заявил владелец DCH Александр Ярославский. Впрочем, в ФГИ отметили, что он также заявлял и о желании купить Одесский припортовый завод. В общем, недостатка в инвесторах не будет. Но и продажи тоже может не быть.

Генерация прибыли

Популярные статьи сейчас
Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут Масштабное мартовское повышение пенсий: 2300 получат не все Пенсионерам приготовили доплаты: кто получит надбавку к пенсии более 2 тысяч гривен Ощадбанк отменил ограничения для владельцев карт: что станет бесплатным
Показать еще

Последнее десятилетие, в течение которого "Турбоатомом" руководит Виктор Субботин, впечатляет. При том, что предприятие почти всегда было прибыльным, начиная с 2007 года рост основных финансовых показателей стал более динамичным.

Доход от реализации в 2015 году составил рекордные 2,8 млрд грн (или 119 млн долларов).

[[{"fid":"177676","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"3":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"8":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"781","width":"1413","class":"media-element file-default","data-delta":"8"}}]]

В 2016 году "Турбоатом" заработал меньше – 2,3 млрд грн (87,4 млн долл), потому что в 2015-м, как отметил Субботин, завод перевыполнил план за счет большой отгрузки на экспорт – 74%. В 2016 году – экспорт составил 54,5%, остальное – продажи внутри страны.

[[{"fid":"177678","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"4":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"9":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"894","width":"1370","class":"media-element file-default","data-delta":"9"}}]]

Чистая прибыль в 2015 году достигла также рекордных 1,6 млрд грн (68,6 млн долл), в 2016 – 1 млрд грн (29 млн долл).

[[{"fid":"177679","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"5":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"10":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"857","width":"1413","class":"media-element file-default","data-delta":"10"}}]]

Общая сумма дивидендов на 75-процентный госпакет, выплаченных за 10 лет, составила 1,7 млрд грн. За 2015 год сумма дивидендов на государственную долю акций в уставном капитале ПАО "Турбоатом" составила 921 млн. грн. По данным ФГИ, в 2016 году акционерные общества обеспечили перечисление дивидендов на государственную долю всего в сумме 1,243 млрд.грн.

[[{"fid":"177681","view_mode":"default","fields":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"type":"media","field_deltas":{"6":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false},"11":{"format":"default","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false}},"attributes":{"height":"877","width":"1406","class":"media-element file-default","data-delta":"11"}}]]

Средняя рентабельность "Турбоатома" является астрономической не только по меркам машиностроения Украины, а и по меркам любого бизнеса - 50%. Это, в частности, позволило за последнее десять лет инвестировать в модернизацию производства более 70 млн долларов.

Импортозамещение

"Турбоатом", в числе которого есть российские акционеры, давно работает над программой импортозамещения. Исторически так сложилось, что в советские времена интересы разных предприятий не пересекались, поскольку они делали турбины разной номенклатуры. Сегодня везде, где в Украине работают российские турбины, "Турбоатом" предлагает заказчику свои технические решения. Так завод застолбил за собой внутренний рынок целиком.

На сегодняшний день "Турбоатом" уже изготовил 10 турбин мощностью 225 МВт для модернизации и замены турбоагрегатов 200 МВт (производства Ленинградского металлического завода, Россия) на ТЭС Украины. То есть с повышением мощности и экономичности.

В 2015 году предприятие освоило производство рабочих лопаток пятой ступени длиной 1200 мм из титанового сплава для роторов 5 турбин-миллионников (ранее лопатки были производства ЛМЗ) АЭС Украины. Новое оборудование уже работает на Хмельницкой и Южно-Украинской атомных станциях.

Предприятие работает над новым турбинным оборудованием для коренной модернизации энергоблоков №6 и №7 Славянской ТЭС: это турбины мощностью 330 МВт и 800 МВт, которые заменят турбины импортного производства.

Кроме того, завод занял свое место и на рынке хранилища ядерных отходов: совместно с компанией Holtec International (США) "Турбоатом" построит централизованные хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ). Сумма контракта – 60 млн долларов.

Вся экспортная история завода включает 45 стран мира. В основном, это страны бывшего СССР и Восточной Европы. Харьковские турбины так же работают в Финляндии, Индии, Мексике, а также Китае, где есть свои собственные машиностроители.

Тяжелейшее машиностроение

Изначально, в 1930-х годах, "Турбоатом" строился как турбогенераторный завод, но в 1959 "Электротяжмаш" начал производить генераторы. В настоящее время заказов отдельно на генераторы не так много. Это, помимо прочего, стало одной из причин того, что сейчас "Электротяжмаш" имеет отрицательный финансовый баланс. По некоторым оценкам, его долги достигают 1 млрд грн, из которых 60% - украинским банкам (у "Турбоатома" нет ни одного кредита).

Глава ФГИ Игорь Билоус включился в переговоры о слиянии "Электротяжмаша" с "Турбоатомом". Последний не только в этом заинтересован, но и дает гарантии сохранения и модернизации генераторного производства.

"Турбоатом" и ФГИ предлагают правительству объединить два завода. Для этого надо оценить имущественный комплекс и передать в управление "Турбоатому" – или в аренду, или внести в уставной фонд "Турбоатома".

Вероятно, руководство "Электротяжмаша" будет не в восторге от этой идеи, хотя экс-директор предприятия Владимир Глушаков в интервью журналу Forbes в 2014 году признал: "…Всегда эффективнее участвовать в тендере одной структурой. Заказчик предпочитает, чтобы было комплектное предложение. Его могут сделать конкуренты "Турбоатома" – Siemens, Alstom, "Силовые машины". А мы не можем".

Билоус считает, что они могут. "Мы пока в начале переговоров. Включение "Электротяжмаша" в список на приватизацию – это, по сути, начало пути, в рамках которого можно будет провести реструктуризацию долгов, а затем – после слияния – вывести оба предприятия на новый качественный уровень", - сказал глава ФГИ.

Продавать или не продавать

С учетом перечисленных факторов, вопрос приватизации "Турбоатома" в 2017 году снова стал актуальным – зачем? кому? за сколько?

По мнению Субботина, которого часто подозревают в том, что он не желает приватизации из-за личной заинтересованности (впрочем, в этом можно обвинить директора любого госпредприятия), приватизация "Турбоатома" как таковая - это не зло и не достижение.

"У этого процесса есть положительные и отрицательные стороны. В развитых странах машиностроение – ключевое средство производства, и оно эффективно работает, когда государственный и частный капитал находят взаимовыгодную конфигурацию, она может быть, в принципе, любой. Но государство должно сохранить свое влияние, неважно - на 50%, больше или меньше.

Приватизация не есть самоцель. Это механизм развития. В каких-то отраслях все объекты надо отдать частному капиталу, потому что они стагнируют, а для "Турбоатома" рынок сохранен, завод развивается, и это надо учитывать", - говорит Субботин.

Действительно, какова цель приватизации при впечатляющих экономических показателях объекта продажи? И какие риски может понести Украина, продав завод? Один из рисков заключается в том, что "Турбоатом" может купить профильный инвестор, мировой гигант на рынке энергомашиностроения, чтобы убрать конкурента с дороги. Возможно, как вариант, покупателю нужно поставить ряд условий, при которых предприятие не исчезнет с мировой карты производителя турбин, а будет прогрессировать.

Билоус говорит, что если Украина продажей пытается решить проблемы Госбюджета, то при нынешнем уровне прибыльности и рентабельности "Турбоатома" его приватизация подлежит еще более тщательному анализу. Если же решается проблема неэффективного менеджмента, то тут он как раз эффективен. Субботин отмечает, что и с ФГИ, как управляющим органом власти, работать стало конструктивней.

Наконец, сколько может стоить "Турбоатом" сейчас? Оценка завода до сих пор не произведена, но если в 2012 году "Силовые машины" купили 5% за 20 млн долларов, значит, тогда завод оценили в 400 млн долларов. А какова будет цена, если к нему присоединится "Электротяжмаш"?

Очевидно, что за счет реструктуризации долгов "Электротяжмаша" и с новыми возможностями энергомашиностроительного холдинга, который выйдет на рынок с полным комплектом - турбина-генератор, возрастет не только прибыль такого предприятия и его цена, а также конкурентоспособность.

Билоус размышляет более глобально. В последнее время он прощупывает почву для создания в Украине государственного холдинга (или нескольких отраслевых), в который следует включить несколько крупнейших стратегических предприятий типа НАК "Нафтогаз Украины", "Укрзалізниця", "Энергоатом", всего их несколько десятков.

В интервью "Зеркало недели" глава ФГИ отметил, что некоторые госкомпании да и само государство не готовы к продаже, или же у них отсутствует понимание, зачем продавать.

"Все эти компании, как правило, находятся под министерствами и правительством, хотя согласно опыту и модели наиболее успешных стран должны быть сосредоточены в одном месте. Таким местом может стать государственная холдинговая компания, как это сделали в Сингапуре, Малайзии, Швеции или Норвегии", - сказал Билоус.

По его идее, такие холдинги аккумулируют в себе компании и инвестируют в бизнесы по всему миру, и их активы затем оцениваются в сотни миллиардов долларов. В Украине такой холдинг мог бы взять в свое управление все важные и стратегические компании, внедряя современные стандарты корпоративного управления. Цель - оптимизация структуры баланса, развитие приоритетных направлений бизнеса, выход на международные рынки капитала и, конечно, получение прибыли и выплата дивидендов. Затем одну компанию за другой выводить на первичное размещение акций (IPO) на украинском и зарубежном рынках.

"Этим мы восстановим наш фондовый рынок и создадим платформу для пенсионной реформы, так как у нас появятся ценные бумаги "голубых фишек" с миллиардными капитализациями. В итоге это приведет к большим доходам, которые будут аккумулироваться в спецфонде. Оттуда можно будет финансировать погашение кредитов МВФ и суверенных долгов, а также финансировать масштабные инвестпроекты национального характера", - сказал Билоус.