К такой мысли склоняются Европейская бизнес ассоциация, Energy Club, профильная союз «Умные электросети Украины», Фонд Госимущества, Министерство энергетики, аудиторская компания «Ernеst&Young», Украинская ветроэнергетическая асоціаціація, Общественный Союз "Всеукраинская Энергетическая Ассамблея», Федерация работодателей топливно-энергетического комплекса.

Также свою позицию против предлагаемой методологии высказали народные депутаты Людмила Буймистер, Виктория Гриб, Алексей Кучеренко и Алексей Гончаренко и эксперт энергорынка Сергей Чех.

В частности, критике подвергают предложение Регулятора разделять все активы операторов системы распределения на 2 части: старую на новую базу. И начисления ставки возврата инвестиций в них на уровне 1% на старую базу и 15% на новую базу. Также сомнения вызывает решение относительно возврата инвестиций на 3 год после вложения.

Министерство энергетики утверждает, что объем необходимых инвестиций для обновления электросетей в год составляет 11млрд грн. В то же время, за последние 3 года инвестиции в распределительные электрические сети согласно выполненных операторами систем распределения инвестиционных программ составляют 4,0 млрд грн в год. В министерстве видят в переходе на стимулирующее регулирование безальтернативный способ увеличения инвестиций.

В Европейской бизнес ассоциации соглашаются, что RAB-тариф должен способствовать привлечению инвестиций, но выражают сомнения, что редакция, которую предлагают сейчас будет интересной для инвесторов.

Популярные статьи сейчас
С 1 января 2025 будут получать надбавку к пенсии: кому из стариков повезет В платежках за коммунальные услуги появился новый счет: кому готовить больше денег Кредитки становятся бесполезным пластиком: ПриватБанк лишает клиентов важной услуги Наконец-то хватит на коммуналку: пенсию будут считать по новой формуле, на сколько увеличатся выплаты
Показать еще

Объединение энергетиков Energy Club направило в НКРЕКП официальное письмо, где указали что разделение баз активов и начисление различных ставок возврата инвестиций противоречит европейской практике. По мнению Energy Club данный проект не сможет обеспечить достижение ключевых целей, которые поставлены перед Методологией, а именно – привлечь инвестиции для обновления инфраструктуры электросетей, снизить показатели надежности электроснабжения SAIDI, а также - существенно уменьшить технологические потери.

В общественном союзе «Умные электросети Украины», что объединяет 14 операторов системы распределения (ОСР), утверждают, что такой подход не приемлем для иностранных инвесторов и ставит под угрозу приватизацию принадлежащих государству пакетов акций ОСР: "Эти параметры не улучшают условия инвестирования в Украине и никак не соотносятся ставок ОВГЗ, кредитов, депозитов".

Людмила Буймистер, народный депутат фракции «Слуга народа» председатель подкомитета по вопросам развития конкуренции и равных условий для бизнеса Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономического развития поддерживает позицию облэнерго и утверждает, что предлагаемая методология абсолютно не позволит инвестору вкладывать средства в отрасль и иметь доходы с нее.

«При такой практике инвесторам выгоднее вкладываться в ОВГЗ, чем в электросети», - уверена Буймистер. Поэтому невыгодные условия для инвесторов могут сорвать приватизацию облэнерго, находящиеся в государственной собственности.

Аналогичную позицию поддерживают аудиторы «Ernеst&Young». По их мнению, экономически целесообразно, чтобы ставка доходности на новую базу равнялась средневзвешенной стоимости капитала. Тогда это объекты становится инвестиционно привлекательным и понятным для любого инвестора.

В Фонде Госимущества также высказались относительно скорого внедрения RAB-тарифа. Там отмечают, что поддерживают переход на новую модель тарифообразования и ждут принятия решения по RAB-тарифа для запуска приватизации государственных облэнерго. Но подчеркивают, что методология должна придерживаться принципа баланса интересов ОСР и потребителей.

На замену таким предложениям Регулятора участники рынка и енергоексперти предлагают воспользоваться европейским опытом: не разделять базы активов облэнерго, ставку доходности от инвестирования определять на уровне WACC (средневзвешенной стоимости капитала), возвращать норму прибыли в текущем году инвестирование. Соответствующие предложения они направили в НКРЕКП.

По мнению Всеукраинской энергетической ассамблеи только принятия взвешенного с точки зрения параметров регулирования решение о введении стимулирующего регулирования и применения действенного контроля лицензиатов со стороны НКРЕКП позволит решить накопившиеся годами проблемы распределительных компаний и обеспечить качество и бесперебойность электроснабжения потребителей.

Государственная Регуляторная Служба отмечает, что если Регулятор не прислушается к участникам рынка, но не вынесет свою методологию на общественные обсуждения - это может стать основанием для отзыва этого проекта в судебном порядке. Поскольку принятие к рассмотрению в закрытом порядке - нарушение процедуры.