Выход – переход на стимулирующее регулирование с европейским опытом, что за счет обновления сетей создаст тенденцию к постепенному снижению тарифов. Такое мнение озвучил Артур Огаджанян, партнер департамента корпоративных финансов компании «Deloitte» в Украине.

Эксперт отмечает, что тарифообразовании «расходы+» интересы регулятора и операторов системы распределения противоположные: регулятор пытается сдержать рост тарифов, а предприятие заинтересовано в повышении расходов. О стимулах по операционной эффективности в таких условиях вообще не идет речь.

Это приводит к негативным для состояния электросетей последствий. По уровню потерь в электросетях и индексом SAIDI (сколько мин проводят без света потребители) Украина занимает первое место в Европе.

«Мы, одна из крупнейших стран Европы, с очень разветвленной сетью электроснабжения, являются наихудшими среди всех приведенных стран, включая государства, которые гораздо мощнее нас экономически», - отмечает Огаджанян.

Выход из ситуации эксперт видит в изменении тарифообразования и переходе на стимулирующий тариф (RAB-тариф). Его основные черты - тарифы рассчитываются на базе определенной прозрачной экономической логики, устанавливаются на заранее известный период в несколько лет, содержат составляющие поощрения за соблюдение заранее известных плановых показателей и санкции за их нарушения.

Популярные статьи сейчас
Мобилизацию в Украине усилят: ТЦК заставят работать эффективнее Всех мужчин заставят установить "Резерв+": какие изменения ожидают мобилизацию Какой стаж не отнесут к пенсии: годы работы просто выбросят Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование
Показать еще

При стимулирующем регулировании доход предприятия-монополиста рассчитывается таким образом, чтобы компенсировать все обоснованные операционные расходы, в том числе налог на прибыль и предоставить возможность компании постоянно обновлять активы, поддерживая их работоспособность и, соответственно, качество услуг.

Огаджанян відзнає, что важным вопросом при переходе на RAB является расчет доходной ставки для облернерго и амортизация. Последняя рассчитывается по определенному методу с использованием установленных регулятором сроков амортизации активов. Соответственно, амортизация, рассчитанная на базе стоимости создания (строительства/приобретения) активов, является основным источником капитальных затрат, которые компании несут для воспроизводства и развития своих активов.

Определять норму доходности энергоэксперт предлагает на уровне WACC – средневзвешенной нормы доходности.

«В абсолютном большинстве стран основным методом определения нормы прибыли (rate of return), как процента от суммы РБА, является метод WACC. Именно этот метод воспринимается большинством операторов рынка как справедливый, потому что по своей сути он отражает ожидаемую типичным инвестором рыночную норму дохода на вложенный капитал» - утверждает Огаджанян.

По словам эксперта, в большинстве европейских стран база активов энергокомпаний не распределяется и ставка доходности начисляется единственная на все имущество компаний. Расходы на новые активы, которые получает компания в процессе дальнейшего функционирования, и расходы на реконструкцию имеющихся активов имеют в дальнейшем засчитываться в РБА согласно сумм таких расходов без их дальнейшей переоценки.

Сторонники подхода на стимулирующего тарифа при 1 ставке на все активы отмечают, что различные нормы прибыли в других странах не применяются. Кроме того компании покупались в разные годы, поэтому прямое сравнение сумм инвестиций со стоимостью РБА не является корректным. Также высока вероятность того, что в ближайшем будущем регулятор все одно откажется от сложностей, эт’связанных с дифференцированным расчетом регуляторного прибыли, и установит единую норму доходности.

Огаджанян убеждает на первом этапе переход к стимулирующему регулированию приведет к увеличению тарифов на распределение электроэнергии. Но при правильном внедрении RAB-тариф за счет уменьшения потерь в электросетях и модернизации оборудования создаст тенденцию к снижению тарифа.

«Важно, чтобы все стороны, задействованные в процессе, руководствовались одним подходом: больше денег – больше инвестиций, больше инвестиций – лучшие эффективность и качество услуг, лучшие эффективность и качество услуг – тенденция на сдерживание и снижение тарифов», - подчеркивает эксперт.

Напомним, ГП «Укрпромвнешэкспертиза» сообщило, что недоінвестованість украинских электросетей составляет 17,5 млрд долларов. По мнению Министерства Экономики и министерства энергетики исправить ситуацию может переход на стимулирующее регулирование при рыночных условиях.