Почти сенсационную новость распространила несколько дней назад “Лига антитраста”. По их данным, Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) может дисквалифицировать от участия в тендерах на три года монополиста “колесного обувания” нашей железной дороги — компанию Виктора Пинчука “Интерпайп” и ее так называемые “прицепы” -- “Ретек”, “Интеравтопром” и “Траспортные инвестиции” из-за подозрения в многолетнем сговоре.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяПо подсчетам специалистов, “Укрзалзныце” в лучшие времена нужно до 200 тысяч вагонных колес в год. Ровно столько может произвести и компания “Интерпайп” из Днепра, которая принадлежит олигарху Виктору Пинчуку. В чем же суть схемы?
Компания "Интерпайп" и ее штатные “конкуренты” в разных комбинациях участвовали практически во всех процедурах закупки ж/д колес через Prozorro. При этом, “эскорт-фирмы” немного завышали свою цену, чтобы победителем оказывался “Интерпайп” . В 11 из 12 тендеров цена в ходе торгов снизилась на символические 0,5%. Общая сумма тендеров, по которым ведется дело о сговоре - 1,2 млрд грн за 4 года.
Но пикантность ситуации не просто в том, что зять экс-президента Украины монопольно “обувает” железную дорогу (“Интерпайп” -- единственный производитель цельнокатаных колес в Украине). Все дело в цене вопроса. А она (цена) завышена до неприличия: в несколько раз превышает рыночную стоимость товара.
Это происходит потому, что “Интерпайп”, независимо от смены власти, сумел создать для себя “монопространство”, в котором отсутствуют конкуренты. Стоило американской компании Amsted Rail Company предложить альтернативу в виде литых колес, как ее “забанили” через процедуры стандартизации.
Возможно, “Интерпайп” и дальше спокойно осваивал бы один за другим тендеры УЗ под саги члена Набсовета “Укрзализныци”, шведско-американского экономиста и дипломата Андерса Ослунда (завсегдатая форумов YES) о необходимости модернизации транспортной инфраструктуры Украины. А так же под посты его коллеги по Набсовету УЗ, “штатного антикоррупционера” Сергея Лещенко о борьбе с коррупцией, где угодно, только не в “колесных делах” (впрочем, и “где угодно” у него тоже совсем слабо получается).
Но так случилось, что Виктор Пинчук утратил российский рынок сбыта. После списания в 2016 году 300 тысяч грузовых вагонов, там возник огромный профицит колес на годы вперед. По оценке Института естественных монополий РФ, это -- 400 тыс. штук в 2020 году, свыше 600 тыс. штук в 2021 году. И даже в 2022 году предложение будет превышать спрос минимум на 30%. В результате за I полугодие 2020 года чистая прибыль “Интерпайпа” упала в 18 раз, или до 106 млн грн. Печально...
Видимо, по этой причине в “Интерпайпе” созрела идея компенсировать свои экспортные потери за счет “Укрзализныци”. Не без участия лоббистов в набсовете УЗ, был объявлен грандиозный тендер на три года. Как раз на тот период, пока Россия не будет нуждаться в колесах завода Пинчука. Общая сумма тендера составила 2,4 млрд грн. Как утверждает бывший финасовый директор "Укразализныци" Андрей Рязанцев -- с фиксацией цены тоже на три года вперед (!).
“Чтобы вы понимали: себестоимость колеса, если верить специалистам – в районе 8 тысяч гривен сейчас. То есть, 15 тысяч – это уже цена со 100%-ой рентабельностью. Они же хотели "задрать" ее еще в два раза – до 36 тысяч... Учитывая, что цена колес была в два раза завышена, получается, что коррупционная составляющая в нем была около 1 миллиард 200 миллионов, остальное – цена колес... Причем, они собирались купить за три года столько колес, что ими можно было весь рынок затарить”, - сказал топ-менеджер в своем интервью.
Примечательно, что инициатором увольнения Рязанцева, который вынес сор из избы, стал реформатор Ослунд, внезапно покинувший набсовет “Укрзализныци” две недели назад, якобы из-за резкого снижение зарплат и недостаточной поддержки госкомпании со стороны правительства.
Но есть и другие версии. Либо он бежит по собственной инициативе от коррупционного скандала, пока его пламя не разгорелось настолько, чтобы стать заметным в Европе и США.
Либо причиной отставки стало недовольство Виктора Пинчука своим протеже, который не справился с возложенными на него задачами.
Как бы там ни было, но Ослунд ушел, а Лещенко остался. Сразу после вспышки “колесного скандала” в прессе, он старательно сглаживал резонанс, утверждая, будто сомнительный тендер был отменен Набсоветом УЗ. Хотя на самом деле он не состоялся по причине “бойкота” со стороны участников. Ни “Интерпайп”, ни аффилированные с ним компании, ни заявленные “для конкуренции” на последнем тендере эстонцы, не явились.
Как сказал Рязанцев, “открытый трехлетний тендер заканчивается не потому, что Наблюдательный совет его аннулировал, а просто потому, что на торги не явился ни один продавец. То есть, ребята ждали до последнего... они еще не знали, будет ли возбуждено уголовное дело. А если бы они уже знали, что подозрений не будет – продавец бы пришел, и они быстро оформили бы сделку. Вот такая "борьба" с коррупцией...”.
Что дальше? У Пинчука объективно нет выхода. В России -- профицит колес. Казахстан заградил свой рынок пошлинами. Для давно обсуждаемой переориентации “Интерпайпа” на западный рынок небходимо ввести в эксплуатацию дополнительные цеха по производству колесных пар для ЕС и США, но они еще достраиваются. К тому же в ЕС и Штатах сложная и длительная процедура сертификации. Это так же нужно учитывать.
Поэтому другого донора, чем “Укрзализныця” на сегодняшний день у компании Пинчука нет. На 15 декабря УЗ снова назначила тендер по закупке ж/д колес. Правда, на гораздо более скромную сумму -- 118 млн грн, с поставкой до конца 2020 года. Но таким образом, одно колесо будет по-прежнему стоить свыше 32 тысяч гривен. То есть, снижать цену своей продукции до объективно рыночной Пинчук, по-прежнему, не собирается. Почему?
“Интерпайпу” важно застолбить и “узаконить” завышенную цену, чтобы сохранить ее в будущем году, в рамках поставок для новых вагонов. Не знаю, заметил кто-то или нет, но депутат от “Слуги народа” Дмитрий Кисилевский, заместитель председателя Комитета по вопросам экономического развития, в своей статье"Что заложено в бюджет для украинской промышленности" пишет: "Позитивно: заложили 4,5 млрд грн на новые пассажирские вагоны и пассажирскую инфраструктуру. Надеюсь, хватит ума купить их в Украине".
На что намекает Кисилевский, который с 2011 года и до избрания в парламент занимал должность директора по корпоративным отношениям промышленной компании "Интерпайп", нетрудно догадаться. Речь идет об обновлении железнодорожного парка "Укрзализныци" за счет бюджета. А главным и единственным поставщиком колес и бенефицаром этого обновления станет, конечно же, «Интерпайп». Весь вопрос в том, успеет ли АМКУ расследовать дело о “тендерном сговоре” до середины декабря и тем самым помешать Пинчуку “обуть” железную дорогу по завышенным ценам.