*Материал опубликован на правах блога. Мнение автора материала может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за содержание материала несет автор*

Такая ситуация с законодательной инициативой наглядно демонстрирует очередную политическую гонку между ветвями власти, когда субъекты законодательной инициативы перетягивают одеяло на себя. Вместо совместной работы по подготовке единого эффективного проекта закона, создаются документы, которые предоставляют больше контроля Президенту или Кабинету Министров. При этом требования Конституции и «Концепции реформирования уголовной юстиции» от 8.04.2008 №311/2008 не учитываются.

Так, закон #8157 не предусматривает участия в конкурсной комиссии по выбору руководителя НБФБ специалистов профессиональной сферы, а только лишь – политических сил. Таким образом, в случае избрания главой «своего человека», отбор остальных работников будет подконтролен только ему. При этом нет действенных способов гражданского контроля при избрании или увольнении руководителя или работников, а также во время исполнения ими служебных обязанностей.

Согласно «Концепции», для выполнения задач по проведению досудебного расследования налоговых, финансовых и пограничных преступлений, налоговая милиция должна быть выделена в самостоятельный орган уголовной юстиции в системе Министерства финансов – финансовую полицию. Проекты же закона #8157 и #8157-1 предлагают создание НБФБ в виде уточненной копии налоговой милиции с увеличением полномочий и подследственности, с полномочиями по расследованию экономических преступлений. Сейчас эти функции – в компетенции Нацполиции и НАБУ, при этом такие же функции остаются и у СБУ. Таким образом, на неопределенный срок будет продлена возможность вмешательства в деятельность бизнеса сразу четырех органов: НБФБ, СБУ, Нацполиции и налоговой полиции.

Тут стоит добавить несколько слов о конфликте интересов между НАБУ и НБФБ. ПЗ #8157 предлагает вывести из подследственности НАБУ расследование всех преступлений, которые связаны с расхищением государственного бюджета чиновниками, попадающих под категорию подследственности НАБУ. Такая же ситуация складывается и при расследовании обоими этими органами уголовных дел в отношении лиц, по УПК также подследственных НАБУ.

Согласно ПЗ #8157, НБФБ получит право снимать информацию с транспортно-коммуникационных сетей. Важно то, что Украина была обязана ввести в действие рекомендации Совета Европы ЕС СОМ 96/С 329/01 и ENFOPOL  55 от 17 января 1995 года, которые связаны с обеспечением соблюдения прав человека и гражданского контроля. На сегодняшний день они не действуют.

Новации, которые предлагают ПЗ #8157, #8157-1 и #8157-2, не гарантируют гражданам тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, невмешательства в их личную жизнь. Это откровенное противоречие ратифицированной Украиной Конвенции «о защите прав и основополагающих свобод человека и гражданина» и Конституции Украины.

Все новые и новые органы безопасности, или, как их стало модно называть – «бюро», превращают Украину в полицейское государство с тоталитарным контролем. С учетом высокого уровня коррумпированности, каждое подразделение НБФБ будет исполнять полномочия по своему усмотрению без гражданского контроля, при этом нарушения прав граждан будет расти.

По количеству правоохранителей Украина уже в 2,5 раза опередила наиболее военизированные США и Израиль. Такая ситуация создает большую нагрузку на государственный бюджет, нецелесообразную трату средств налогоплательщиков, и уже больше похожа на бизнес, а не на государственные структуры.

В проектах закона уже на первом этапе заложены тенденции к сужению прав и свобод гражданина, а также коррупционные риски и конфликт интересов между новоиспеченными и старыми органами. Такая ситуация будет только сильнее подрывать доверие народа к власти. Более того, расхождение с европейскими нормами и законодательными актами создает угрозу злоупотребления правоохранительными ведомствами своими полномочиями и напрямую угрожает Евроинтеграции Украины.

Владислава Мельник, специально для Знай.ua