Другие названия праздника:

  • «Полетовщик»,
  • «Головосек»,
  • «Иван-пролеток»,
  • «Репный праздник».

История праздника

Иоан был предшественником Иисуса, говорил, что придет Мессия и крестил Христа в Иорданских водах. Евангелия от Марка и Матфея рассказывают о том, какой мученической смертью умер Иоан. Креститель не раз укорял Ирода в его грехах, и этим заставил его любовницу сильно разгневаться, она даже дала клятву уничтожить Иоанна. Однажды она уговорила Саломею, свою дочь, сплясать перед правителем, а в награду попросить голову Крестителя. Ирод обязан был выполнить это желание, голову принесли на блюде. Но даже отсеченная голова продолжала укорять Ирода и Иродиаду.

Традиции и обряды

В этот день обычно люди соблюдали пост. Очень строгий пост. Нельзя было есть ничего круглого, варить ничего, срезать головки мака, разрезать капусту, копать картофель, срывать яблоки. Все, что было округлой формы нельзя было увечить. Также нельзя было брать в руки ничего острого или того, что напоминало меч. Все блюда готовили заранее, хлеб ломали руками, а блюда не ставили на стол, в память об Иоанне. Веселиться, петь и танцевать тоже запрещено, считается большим грехом, как грех Саломеи. Люди поминали погибших в сражениях воинов.

В природе лето почти закончилось и начинались первые осенние заморозки. Иван Постный пришел, лето красное увел». Люди смотрели за природой и особенно за птицами, летят ли они в теплые края, и узнавали какой будет погода по народным приметам.

Популярные статьи сейчас
Летальность примерно 52%: ВОЗ предостерёг о вспышке опасного вируса РФ может отложить наступление из-за неожиданных обстоятельств Кто заслужил пенсию почти 10 000 грн: новая формула ПФУ наполнит ваш карман деньгами За интернет можно не платить: как воспользоваться новой услугой
Показать еще

В некоторых местах устраивали репный праздник. Он был скромным, зато еды было много и угощали и бедных, и нищих, и странников. Репу до этого дня нельзя было есть, никто не трогал поля под страхом «срамного» наказания. Наказанием было раздевание догола любого, не зависимо от пола, одежду обматывали на голове и гнали его в таком виде по улицам деревни.