Известный украинский историк Ярослав Грицак рассказал об отношении известного украинского поэта и писателя Ивана Франко к евреям. Историк заявил, что отношение Франко к евреям можно описать так - от искренней юдофилии к радикальной юдофобии. Об этом историк рассказал Исторической правде.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться"В украинской интеллектуальной истории нет ни одного другого автора, который уделил бы еврейским сюжетам больше внимания, чем это сделал Иван Франко. Богатство еврейской тематики в его творчестве резко контрастирует со сравнительно небольшим количеством исследований на эту тему", - пишет Ярослав Грицак.
Долголетнее молчание вокруг этой проблемы отражает общую тенденцию негласного запрета исследовать еврейские сюжеты, царившей в советской науке.
В конкретном случае Франко наследия это привело к изъятию из сборников его произведений именно тех стихов, рассказов и публицистических статей, написанных на еврейские сюжеты.
Как образец - смотрим секретную докладную записку Главлита (центрального цензорского комитета) Украинской ССР, направленную секретарю ЦК Компартии Украины Л. Мельникову 12 марта 1953, "О вредной практике Института украинской литературы Академии наук УССР".
Эта записка, среди прочего, предлагала снять с печати том издания произведений Франко, в котором должна быть напечатана его поэма "Моисей" - поскольку "в поэме воспета" обетованная земля "еврейского народа Палестины, сумм евреев за Палестиной, которая является для них семейным домом и т.д. ".
Перечень работ Франко на еврейскую тематику, никогда не напечатанных в Советском Союзе, можно найти в публикации Зиновии Франко "50-томное собрание сочинений И. Франко в оценке настоящего" (журнал "Современность", 1989, №10).
Тезис о антисемитизм Франко гораздо отчетливее проявился в публицистике. Две публикации достойны отдельного упоминания. Первым является неподписанная статья "Иван Франко и еврейский вопрос", напечатанная в "Краковских вестях" во время нацистской оккупации (1943 г.., 28 мая, № 112), накануне окончательного уничтожения галицких евреев. Статья имела заказной характер и весь ее пафос был направлен на отрицание распространенного образа Франко как филосемита.
Второй была статья, напечатанная вслед за 100-летним юбилеем Франко в журнале американских прогрессивных евреев "Vorwarts". Ее автор на примере Франко повестей из "бориславского цикла", введенных в школьные программы, пытался доказать, что советское правительство целенаправленно распространяло антисемитизм среди молодежи.
С другой стороны, получила новое дыхание и тема "Франко как антисемит": в публикациях о "вредности евреев" в Украине можно встретить призывы на Франко как на классика этой темы.
Вопрос "был или не был Франко антисемитом" - важный, но только одна часть темы "Франко и евреи". Не менее важно показать, как он в своем отношении к евреям конструировал пределы представлений сообщества, ее называл своим "народом".
Как ранее передавал портал "Знай.ua", во Львове после продолжительной тяжелой болезни умерла Надежда Франко - правнучка классика украинской литературы Ивана Франко.