Анализ геномов яблонь из разных частей планеты позволил ученым установить истинную прародину культурных яблок. Вопреки устоявшейся точке зрения, ею оказался не Китай, а западные склоны Тянь-Шаня – территория, ныне входящая в Казахстан.

К такому выводу пришли ученые из Китая и США, опубликовавшие результаты своей работы в Nature Communications.

Авторы новой работы проанализировали геномы 117 сортов яблок с Евразии и Северной Америки. Затем они сопоставили их друг с другом, и обнаружили, что гены, общие для всех сортов, чаще всего встречаются в Malus sieversii – дикорастущей яблони с западных склонов Тянь-Шаня. К слову, название этой горной системы переводится как "небесные горы".

Ученые также выяснили, что обнаруженные ранее следы Malus sieversii в Китае не имеют к домашним яблонямь прямого отношения – эта разновидность лишь изолят, не связанный с теми растениями, что были одомашнены и стали известны как яблони. Это опровергает предыдущую гипотезу о том, что окультуривание яблок состоялось в Китае.

Исходя из гипотезы молекулярных часов, согласно которой ошибки в ДНК накапливаются с одинаковой скоростью, авторы датировали момент одомашнивание яблонь 4-10 тысяч лет назад.

Подорожание почти на 40%: украинцев ожидает "сюрприз" в платежках Два тарифа на воду: новые цены установили для жителей многоэтажек и частного сектора Поймали на улице и принудительно увезли в ТЦК: украинцам рассказали, как себя вести В Украине готовится революция в жилищной сфере

Распространение яблонь как на Восток, так и на Запад, началось после появления Великого шелкового пути, проходившего через Тянь-Шань. Затем они скрещивались с дикими видами яблонь в Сибири (M. baccata), на Кавказе (M. orientalis), и в Европе (M. sylvestris). Все эти дикие виды сделали определенный вклад в генофонд соответствующих сортов яблок, однако основой для него послужил именно тянь-шаньский вид.

Ранее информационный портал "Знай.ua" рассказывал о трагической судьбе создателя яблок "семеренка" - выдающегося украинского селекционера Владимира Симиренко.