"История показывает, что еще никогда во взаимоотношениях между Константинополем, Киевом или Москвой не пересматривались решения, которые принималась в Киеве или Москве. Включая и те случаи, когда Церковь вынуждена была провозгласить анафему. По крайней мере, до сегодняшнего дня все поместные Церкви, в том числе и Константинополь, признают отлучение от церкви бывшего митрополита Киевского Филарета", - об этом отвечая на вопрос журналистов заявил управляющий делами РПЦ митрополит Антоний, комментируя ситуацию вокруг создания Единой поместной церкви в Украине, пишет "Страна".

Таким образом, для того, чтобы Филарет возглавил ЕПЦ, с него необходимо снять анафему, а сделать это может только та церковь, которая предала его ей. А именно РПЦ.

"Этот процесс очень правильно был инициирован самим Филаретом в прошлом году, когда он направил письмо в Москву Архиерейскому собору и Патриарху Кириллу, где попросил прощения за свои грехи. Но потом он начал отказываться от этого письма, начал говорить, что инициатором этого письма был не он, а Москва… Хотя, насколько нам известно, все было наоборот", - отмечает священнослужитель.

Он также указал на то, что у Патриарха Константинопольского нет прав узаконивать, или признавать решения другой Церкви. Если происходит канонизация, или накладывают анафему на кого-то – эти решения сообщаются всем поместным Церквям и признаются уже по факту. Но ни у кого нет прав ветировать, изменять решения другой Церкви.

Митрополит Антоний также дал трактовку определения анафема, отметив, что это констатация случившегося факта. Того, что человек поступает антицерковно. И Церковь публично об этом заявляет, отлучая его от Церкви. Это не просто некое проклятие, которое накладывают по своему усмотрению. Так же, как канонизация – святым нарекают человека, которого почитают и знают в Церкви, который известен своими добрыми делами, чудесами. Анафема – это не некий политический акт.

"Филарета предали анафеме за то, что он разделил Церковь, создал раскол. К тому же, были вопросы и по поводу его личной жизни… Очень жалко, когда кто-то из нас, носящих рясу, видит себя политиком. Это трагедия самого человека – когда он заменяет молитву политическими лозунгами. А если это епископ, это трагедия не только его, а и всех верующих людей, которые привыкли видеть в нем авторитет, за которым можно следовать. И об этой трагедии нужно заявлять публично".