Обещанный Правительством перерасчет за отопление и горячее водоснабжение в декабре, которого так ждали украинцы, увидели далеко не все. Если жителям Киева "финансовый бонус" таки пришел, то, например, в Вышгороде и Краматорске цифры в платежках только увеличились. Почему тарифы уменьшились неравномерно, а в некоторых городах вообще не уменьшились, и стоит ли все же ожидать возврата средств, узнавали Знай.ua.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
"Запоздалая реакция": тарифы должны быть уменьшены еще с мая
Поскольку тарифы на отопление и горячую воду, в основном, зависят от стоимости газа, то с объявленным подешевлением голубого топлива украинцы и должны бы получить денежную разницу, уплаченную в декабре.
Но как оказалось, суммы в квитанциях уже несколько месяцев подряд должны быть значительно меньшими. По словам экспертов, в 2019 году цена газа во всем мире снижалась – и в Украине, в частности. А вместе с ней ежемесячно должны были уменьшаться и тарифы на отопление и горячую воду, но этого не происходило.
"Инициированное Правительством "снижение тарифов" – это запоздалая реакция на падение цен на энергоносители и попытка постфактум исправить свою бездеятельность, которая привела к переплатам населением на сумму более 1 млрд грн. Уменьшение тарифов на отопление в январе 2020 года – это, конечно, хорошо, но оно должно происходить ежемесячно уже с мая, и в отопительный сезон мы должны были войти уже со значительно меньшим тарифам, а не ожидать меньших сумм в коммунальных платежках, как подарка к Новому году", – сообщает ведущий аналитик ОО "Публичный аудит" Тарас Галайда.
Кроме того, как подчеркнул эксперт, если тарифы за отопление должны были быть перерасчитаны с начала отопительного сезона и по сегодня, то тарифы на горячую воду должны были начать снижаться уже с мая.
"Власть, к сожалению, сначала занималась выборами, потом – назначениями и распродажей государства, а потому своевременно не инициировала пересмотр тарифов на отопление и горячую воду. Монополисты же, сократив расходы за удешевления газа, также не спешили инициировать перерасчет тарифов в сторону уменьшения, получая от населения лишние деньги. Вследствие такой бездеятельности украинцы продолжали уплачивать платежи, рассчитанные, исходя из стоимости газа на ноябрь 2018 года – 7482,61 грн, хотя она уменьшилась до 5132,03 грн. Однако, мы почему-то не слышим о принятых мерах в отношении должностных лиц, которые способствовали этому своим бездействием или умышленным созданием условий для такой задержки", – отмечает Тарас Галайда.
Финансовый "бонус" – по желанию поставщика: никаких обязательств
А что же касается непосредственно обещанных перерасчетов за декабрь, то и здесь возникают вопросы в гарантированности их осуществления.
"Относительно самого Правительственного постановления от 24 декабря 2019 № 1082, следует указать следующее, это постановление никого, ни к чему не обязывает – оно лишь предоставляет право производителю тепловой энергии снизить тарифы и сделать перерасчет, если у него есть такое желание. То есть, никаких обязанностей снизить тарифы и сделать перерасчет на производителей тепловой энергии Правительство не возложило, как не возлагал таких обязанностей на местную власть и НКРЕКП. Поэтому, этим правом воспользовался кто как захотел, кто-то уменьшил на 30%, кто на 10%, а кто-то вообще ничего не уменьшал, потому как право – это не обязательство", – объясняет ведущий аналитик ОО "Публичный аудит" Тарас Галайда.
Дословно в Постановлении № 1082 это выглядит так:
«31. Исполнитель имеет право:
…
5) принять решение относительно изменения размера начислений за услуги по централизованному отоплению, централизованному снабжению горячей воды для потребителей в связи с изменением цены на природный газ, используемый для производства тепловой энергии и предоставления услуг по централизованному отоплению, централизованному снабжению горячей воды».
…
50. В случае изменения исполнителя в течение отопительного сезона цены природного газа (без учета изменения тарифов на услуги по транспортировке и распределению природного газа, торговой надбавки (наценки) поставщика), что используется для производства тепловой энергии и предоставления услуг по централизованному отоплению, централизованному снабжению горячей воды, исполнитель соответствующих услуг может принять решение относительно изменения размера начислений за услуги по централизованному отоплению и централизованному снабжению горячей воды для потребителей.
Будет ли введен единый механизм обязательного возврата переплаченных украинцами средств, и о дальнейшем развитии событий читайте на портале Знай.ua.