Конечно, существуют определенные хитрости, позволяющие «реанимировать» старый аккумулятор, но, во-первых, удаётся это не всегда, а во-вторых, он может повторно сломаться в любой – как правило, самый неподходящий – момент. Поэтому, обнаружив, что срок эксплуатации аккумулятора вашей машины подошёл к концу, смело отправляйтесь в магазин.
Чтобы не терзаться муками выбора, проще всего – прихватить с собой старый аккумулятор. Продавец в таком случае легко подберет вам точно такой же либо со сходными характеристиками. К тому же, старые аккумуляторы часто принимают на переработку в обмен на приятную скидку на новый – такой возможностью стоит поинтересоваться.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяВыбор аккумулятора для авто: на что обратить внимание
Если же вы по какой-то причине хотите выбрать автомобильный аккумулятор самостоятельно, придётся учесть некоторые технические характеристики. Ориентироваться нужно по размеру, расположению клемм, емкости, пусковому току и вольтажу. Впрочем, номинальное напряжение большинства аккумуляторов составляет 12В. Реальное напряжение должно быть немного выше, и этот показатель нужно обязательно замерить перед покупкой, чтобы убедиться в работоспособности батареи. Кстати, обратите внимание на наличие у аккумулятора такой полезной мелочи как индикатор заряда. Он позволит контролировать состояние вашего аккумулятора даже в отсутствие вольтметра под рукой.
Кроме того, стоит учитывать дату изготовления батареи. Старайтесь не приобретать аккумулятор, чей возраст более года, даже если на него предлагают хорошую скидку. В отличие от большинства деталей автомобиля, отсчёт срока службы аккумулятора начинается не с начала использования, а сразу с момента заливки в него электролита.
Размер имеет значение
В первую очередь стоит обратить внимание на размер аккумулятора – скорее всего, больший под капот вашего автомобиля просто не поместится, хотя в некоторых моделях такая возможность есть.
Автомобильные аккумуляторы бывают двух основных форматов: европейский – 242х175х190 мм и азиатский – 232х173х225 мм.
У этих форматов отличается также тип крепления. У «европейцев» - прижимные пластины в нижней части корпуса, у «азиатов» - рамка или планка, прижимающая аккумулятор к площадке. Теоретически, поставить и закрепить можно любую батарею, но ненадёжный крепёж не будет защищать от ударов и вибрации, и срок службы аккумулятора может заметно сократиться. Поэтому лучше сразу обратить внимание на эту характеристику и выбирать устройство, оптимально подходящее вашему автомобилю.
Учитывайте не только размер, но и вес. Не то, чтобы это было очень важно для эксплуатации, но не исключено, что вам придётся время от времени снимать и переносить аккумулятор, а его вес может составлять до 20 кг. Для большего удобства выбирайте модель, оснащенную ручкой.
Обратите также внимание на полярность, клеммы «плюс» и «минус» должны находиться в порядке, предусмотренном производителем автомобиля, иначе проводов может просто не хватить для подключения.
Емкость
Емкость – второй основной параметр, помимо напряжения. При выборе новой батареи стоит ориентироваться на емкость старой, хотя при желании этот показатель можно улучшить на 5-10 А/ч.
Необходимый запас энергии в аккумуляторе зависит, в первую очередь от объёма двигателя и косвенно от размеров автомобиля. Обычно емкость батареи для разных двигателей примерно такая:
- до 1,6 л – 44 А/ч;
- 1,6-2,5 л – 55-60 А/ч;
- 2,5-3,5 л – 62-66 А/ч;
- более 3,5 л – 70 А/ч и более.
Такие параметры характерны для бензиновых двигателей. Если у вас дизель, эти значения должны быть на 10-20 А/ч выше, так как стартеру требуется больше энергии. Также требуется большая емкость для акустической системы, электроприводов сидений и прочих потребителей энергии.
Но не стоит переусердствовать и выбирать излишне мощный аккумулятор. Если электросеть автомобиля не рассчитана на такую ёмкость, генератор будет попросту не справляться с зарядкой батареи, что негативно повлияет на срок её службы.
Если вы хотите порадовать свой автомобиль новой улучшенной батареей, обратите внимание на такие параметры как пусковой ток и резервная емкость.
Что означают максимальный ток и дополнительная ёмкость?
Значение максимального, или пускового, тока всегда указывается на этикетке – это число, измеряющееся в амперах. Его могут измерять по разным методикам, соответственно, и значение будет разным: 510А (EN) примерно соответствует 300A (DIN). Среднее значение при этом составляет 255А для бензиновых двигателей и 300 – для дизеля.
Это значение показывает, какую максимальную величину тока двигатель способен отдать за 10-30 секунд, чтобы запустить двигатель. Чем больше пусковой ток, тем выше скорость вращения стартером коленвала, и соответственно – больше вероятность завести двигатель даже в условиях холодной зимы. Поэтому при прочих равных стоит выбирать аккумулятор с большим значением максимального тока. Разумеется, высокий показатель стартового тока повышает стоимость батареи.
Дополнительная, или резервная емкость указывается производителем на этикетке не всегда, однако это тоже достаточно важный параметр. Это время в минутах (вам могли встречаться показатели 90 или 100 min), в течение которого батарея способна отдавать ток силой 25А. Это показывает, как долго машина способна ехать дальше, к примеру, в случае отказа генератора.
Типичные виды аккумуляторов
Срок службы, стоимость и сложность эксплуатации аккумулятора во многом зависят от материала, из которого сделаны электроды.
Самый бюджетный вариант – обслуживаемые аккумуляторы. Пластины токоотводов таких батарей сделаны из свинца с добавлением сурьмы. Исходя из названия, к ним нужно регулярно проявлять внимание, заключающееся в доливке дистиллированой воды. У них, как правило, самый низкий пусковой ток, а после простоя они часто нуждаются в подзарядке, так как могут терять до 2% от емкости в сутки. Зато цена значительно ниже, чем у конкурентов со сходными параметрами. Но такая технология считается устаревшей и встречается сегодня крайне редко.
Самые популярные и оптимальные по соотношению «цена–качество» –малообслуживаемые или гибридные батареи. Одна из пластин такого аккумулятора делается с добавлением кальция, на второй же остался малосурьмянистый свинец. Это увеличивает их пусковой ток, продлевает время бездействия и срок службы в целом. Они тоже требуют доливки воды, но эту процедуру достаточно производить в полгода-год. Эту категорию называют ещё «стандарт», поскольку на данный момент большая часть аккумуляторов на рынке произведены именно по такой технологии. На корпусе такого аккумулятора можно найти одну из следующих маркировок: «Ca+», «Sb/Ca» или «Hybrid battery».
Более дорогие – необслуживаемые – аккумуляторы и на отрицательной, и на положительной пластинах имеют кальций, о чем говорит маркировка Ca/Ca. Благодаря этой технологии вода в электролите не испаряется совсем или же в настолько незначительных количествах, что такие аккумуляторы способны работать без доливки 5-7 лет, что фактически равно сроку их службы, поэтому пробок на крышке у них обычно нет.
Иногда в пластины добавлен также небольшой процент серебра (это можно узнать по наличию дополнительной маркировки Silver), что позволяет ещё больше поднять показатели емкости и пусковых токов. Следует учитывать, что аккумуляторы премиум-класса не любят глубокого разряда, поэтому для старых автомобилей, чья система электрооборудования не отличается надёжностью, это – не лучший выбор.
Существует также новая технология – AGM (Absorbent Glass Mat). Эти аккумуляторные батареи лишены недостатков своих предшественников, вроде саморазряда, и отличаются более высокими параметрами. Всё благодаря принципиально другому расположению электролита – жидкость не налита свободно, а сконцентрирована вокруг пластины в сепараторе из стекловолокна. Пожалуй, единственный их недостаток – высокая цена.
Какие фирмы производят лучшие аккумуляторы — украинские или иностранные?
При подборе аккумулятора можно ориентироваться не только на параметры, но и на отзывы, обзоры и тесты, которые проводят как производители, так и независимые эксперты. Марка часто становится решающим фактором, ведь батареи от некоторых производителей давно зарекомендовали себя на рынке как хорошие и надёжные - а именно такие комплектующие хочется подобрать в свою машину.
Украинский или иностранный? Производителем лучших аккумуляторов для легковых автомобилей традиционно считается немецкий BOSCH. Также хороший рейтинг удерживают VARTA , MUTLU и Аком. Если жаждете правильного соотношения цены и качества, обратите внимание на аккумуляторы украинского производства - от ИСТА-Центр, Весты или Мегатекс.