Как не потеряться в море начинающих IT-проектов и выбрать действительно достойные для инвестиций, рассказал Сергей Карташов (Sergejs Kartasovs) – CEO кипрской компании по управлению активами Generation Partners.

Интенсивность роста инвестиций в IT-стартапы сегодня можно сопоставить лишь со скоростью появления самих IT-стартапов. В 2020 роду рынок информационных технологий продолжает расширяться. Одной из характерных черт этого рынка является правило «мало вложений – много прибыли».

Примеров того, как относительно небольшие вклады в IT позволили получить сверхприбыль – великое множество. Хрестоматийным кейсом является студия Rovio, которая вложила в Angry Birds 100 тысяч евро. Спустя несколько лет прибыль от игры превысила 57 миллионов евро. Другой классический пример – один из первых вкладчиков Apple Майк Марккула. В 1976 году он вложил в перспективное предприятие $92 000. Взамен Марккула получил 30% акций. Уже через 4 года его актив увеличился более, чем в 2000 раз и составил больше $200 млн.

Найти самородок

Однако далеко не все подающие надежды начинания оправдывают ожидания инвесторов. Согласно статистике, не более 15% стартапов окупаются, а ещё меньше становятся стабильно прибыльными. Определение того, какие же идеи принесут прибыль – самое настоящее искусство. Для этого необходимо тщательно проанализировать огромное количество предложений, при этом зная критерии, которые помогут уже на ранних этапах с высокой вероятностью спрогнозировать будущее того или иного предприятия.

Популярные статьи сейчас
Гороскоп на неделю 25 ноября - 1 декабря для всех знаков Зодиака: Львов обманут, Овны потратят силы, а Водолеи должны слушать себя Надеются все, но почувствуют немногие: чего ждать от индексации пенсий в 2025 году Приятная неожиданность: в Украине начали снижаться цены на некоторые овощи Проверки от газовиков вышли на новый уровень: украинцам рассказали про документ, который нужно подписать
Показать еще

«При выборе стартапа для инвестирования необходимо оценивать совокупность таких факторов, как страна дислокации, возраст фирмы, доход за последний год, наличие других доноров, их имена и общий объём их инвестиций. Сам продукт, который предлагают разработчики, должен быть инновационным, безусловно полезным и решать конкретную проблему в узкой сфере. Это значительно снижает уровень потенциальной конкуренции, делая товар значительно дороже», – рассказывает CEO Generation Partners Сергей Карташов.

Диверсифицировать портфель

Размеры вложений в IT-идеи, если подключаться на начальном этапе их становления, стартуют от нескольких десятков тысяч долларов. Как правило, эти вливания тратятся на организацию рабочего места и оплату труда программистов. Шансы на успех среднестатистического проекта достаточно низкие, поэтому диверсификация играет серьезную роль, поясняет CEO Generation Partners.

«Когда речь идёт о финансировании стартапов, не имеющих готового продукта или работающей бизнес-модели, а лишь приблизительный бизнес-план, стоит прибегать к диверсификации. У каждого подобного стартапа высоки шансы остаться лишь красивой идеей, однако прибыль от «взлетевшего проекта» настолько велика, что за счёт полученных дивидендов окупается совокупность всех вкладов. Но наиболее правильный вариант – вкладывать средства в проекты, у которых уже есть готовый продукт», – поясняет Сергей Карташов.

Как снизить риск

В случае, когда сумма вложений превышает $100 000, обычно рассматриваются только готовые продукты, с гораздо меньшим фактором риска и требующие лишь дофинансирования для дальнейших этапов развития. Повышению шансов на успех также способствует оценка управления стартапами – предпринимательский опыт их лидеров, аналитика их развития, бизнес-плана, наличие и сила нетворкинга, а также личные качества руководителей – их настрой, умение справляться с высокими нагрузками и переносить трудности.

«Отдельно сами по себе эти факторы имеют малую ценность, работает только их совокупность. Для их оценки применяются различные инструменты и формулы. Комплексный анализ сильных и слабых сторон стартапа позволяет с достаточно высокой точностью предугадать, как он будет развиваться в будущем», – отмечает Карташов.

Ангельские инвестиции

Отдельным видом вкладов в стартапы являются так называемые, «ангельские инвестиции». В современном мире они набирают всё большую популярность, а «бизнес-ангелы» за последние несколько десятков лет сыграли серьезную роль в становлении многих современных корпораций.

Отличительными чертами таких вложений является финансирование проектов на раннем этапе, относительная рискованность и возможность непосредственно влиять на вектор развития компании. «Бизнес-ангелы» – это своего рода меценаты, вкладывающие капитал не в искусство, а во вдохновлённые стартапы, позволяя молодым разработчикам проявить себя.

Классический пример – американский предприниматель Питер Тиль, удачно вложивший в Facebook в 2004 году $500 тысяч. Уже в 2011 году его доход, во многом благодаря акциям самой крупной соцсети мира, превысил $1,5 млрд. Кроме того, Тиль остаётся членом совета директоров компании, имея возможность влиять на развитие одной из самых знаменитых и успешных корпораций мира. Преподаватель Стенфордского университета Дэвид Черитон, вложивший в 1998 году в будущего бизнес-монстра «Google» $100 000, вряд ли подозревал, что через годы его вклад принесёт ему уже миллиард долларов.

Множество историй взлёта IT-стартапов, ставших впоследствии корпорациями с мировым именем, действительно пронизаны духом авантюризма и риска. Однако современный быстроразвивающийся мир уже успел привыкнуть к таким самородкам и нашёл закономерности в путях их становления. Слепую веру в энтузиазм разработчиков заменила кропотливая работа аналитиков, позволяющая безопасно направить инвестиции на создание новых Facebook, Apple и Google.