Недавно введенные штрафы для нарушителей маскового режима - далеко не первая "санкция" в Украине с начала пандемии. Первые наказания, предусмотренные для граждан в условиях карантинных ограничений, были наработаны еще в марте. Какой "урожай" по количеству составленных протоколов удалось собрать правоохранителям за все это время и насколько правомерными являются положения "карательных статей", сообщили эксперты Ассоциации Украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов (Association UMDPL). Тематическая прессконференция "Типичные нарушения полицейскими прав человека во время карантина в Украине" состоялась 24 ноября в Украинском кризисном медиа-центре. Подробности узнавали Знай.uа.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
В принятых Кабмином положениях – "законодательная дыра"
Законодательный мониторинг специалистов Association UMDPL начался 10 марта – вместе с принятием первого Постановления Кабмина "О предотвращении распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2", которая и предоставила основания для введения карантинных ограничительных мероприятий.
"Ограничения вводились достаточно непоследовательно, а иногда не имели никакого смысла. Как, например, Положения, которые принимал Кабмин, очень часто противоречили Законам и Конституции Украины, а иногда Кабинет министров оперировал положениями, вообще не закрепленными в Национальном Законодательстве. Были такие понятия, которые не предусматривались на законодательном уровне или их было сложно толковать обычному гражданину. Зато вводились высокие штрафы за нарушение этих норм", – отмечает заместитель исполнительного директора Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов Анна Рожкова.
Одним из нарушений, к которым привели эти несоответствия, является нарушение права на неприкосновенность жилья – как требование о необходимости проверять режим самоизоляции особы. А каким образом полицейский должен выполнить норму, закрепленную на законодательном уровне, до сих пор остается непонятным.
В этом же "анти-правовом поле", по словам заместителя исполнительного директора Association UMDPL, замечено и нарушение принципа правовой определенности.
"Таким примером является посещение лесопарковой зоны и неопределенность понятия "общественное место". Рядовому гражданину довольно сложно определить, где начинается лесопарковая зона и где заканчивается. Что касается общественных мест, то через 11 дней Минздрав предоставил разъяснения, но ни одно из этих определений не является релевантным – Министерство здоровья не является компетентным органом, чтобы предоставлять определенные толкования, которые должны быть закреплены на уровне закона", - отмечает Анна Рожкова.
Однако, довольно распространенной практикой стало использование аналогии Закона о запрете курения при привлечении к ответственности – а он, по словам спикеров, не является релевантным вопросу пандемии.
Из более 34 тысяч протоколов четверть отсеяна - хромает "полицейская грамотность"
При этом, 17 марта КУоАП был дополнен новой статьей № 44-3 "Нарушение правил относительно карантина людей", а размер предусмотренных в ней штрафов достигал просто безумных сумм – от 17 до 34 тыс грн.
Но, несмотря на волну критики юристов по поводу неконституционности ряда введенных ограничений и правовой неопределенности использованных в статье терминов, правоохранительные органы вскоре перешли к "практике".
По информации Государственной судебной администрации Украины, по состоянию на 1 октября, в суды поступило 34 534 протокола по ст. 44-3 КУоАП.
Лидерами по количеству составленных протоколов стали г. Киев (4112), Днепропетровская (3992) и Харьковская (2887) области.
Но, по словам экспертов, полицейские часто допускали нарушения норм КУоАП и не соблюдали права граждан при составлении на них административных протоколов.
Об этом свидетельствует и судебная статистика – в подавляющем большинстве случаев судьи не признавали надлежащими и достаточными. Из общего количества 34 534 направленных в суд админпротоколов 7000, а это более 20 %, были сразу возвращены судьями без рассмотрения.
А с 18 509 протоколов по статье 44-3 КУоАП, которые были рассмотрены, суд наложил "санкции" лишь 9 % нарушителей – в результате, в административном порядке наказана 1691 особа.
В разы меньше, но не менее показательным является количество лиц, наказанных по ст. № 173-1 КУоАП "Распространение ложных слухов", положения которой предусматривают наложение штрафа от 170 до 255 грн или исправительные работы на срок до 1 месяца с отчислением 20 % заработка.
Как отмечают эксперты, согласно имеющимся решениям в Едином государственном реестре судебных решений, в период с 12 марта по 1 октября судами было принято решение по 128 делам. А привлечено к административной ответственности – 45.
"Стоит также добавить и о пребывании на улице без документов, удостоверяющих личность, подтверждающих гражданство или специальный статус. По нашему мнению, это требование является нелогичным и мы выступаем за то, чтобы Правительство все же отменило эту необходимость. Правительство должно придерживаться принципа правовой определенности и оперировать только теми нормативными понятиями, которые закреплены в надлежащих правовых актах", - подчеркивает заместитель исполнительного директора Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов Анна Рожкова.
В целом же, специалисты Association UMDPL составили 5 рекомендаций и уже прислали Правительству.
О дальнейшем развитии событий читайте на портале Знай.uа.