В Украине на некоторых заправках топливо оказалось в дефиците, водителям нечем заправлять своих "ласточек". Однако не стоит сразу паниковать, давайте узнаем, что на этот счет думают экономические эксперты. Специалисты сферы рассказали, из-за чего на рынке горючего возникли локальные дефициты, стоит ли бояться повторения майского кризиса и что будет с ценами.

Об этом стало известно благодаря сообщению портала "Хвиля".

АЗС. Фото: скрин youtube
АЗС. Фото: скрин youtube

Первый фактор – рост спроса, обычно снижающийся в конце года. В декабре 2022 года потребление существенно возросло из-за использования генераторов. По данным народного депутата Ярослава Железняка, с начала 2022 года в Украину завезли 510 тыс. генераторов. Сколько их уже было в стране, неизвестно.

"Где-то на 10% к предыдущему месяцу выросло потребление из-за использования генераторов. Особенно это ощущалось в конце ноября, когда Украина пережила блекаут", – говорит директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

Популярные статьи сейчас
Теперь у уклонистов заберут последнее: заставят платить сумасшедшие деньги Будут мобилизованы в ВСУ: Рада приняла важное решение Установление инвалидности будет проходить по новому: какие документы готовить для МСЭК Старые сковородки не придется выбрасывать: как в домашних условиях подарить посуде вторую жизнь
Показать еще

Второй фактор – непогода, создавшая проблемы с логистикой. "В Польше из-за снегопада остановился весь транспорт", – добавляет он. По этой же причине на границе с Румынией выстраивалась 40-километровая очередь. "Там стояли не только бензовозы", – говорит глава группы компаний Prime Дмитрий Леушкин. В такой пробке транспорт мог ожидать проезда пять-шесть дней. Штормы и сильные туманы наблюдались и в море, что помешало танкерам войти в украинские порты на Дунае. Отдельные корабли простаивали две недели.

АЗС. Фото: скрин youtube
АЗС. Фото: скрин youtube

Третий фактор – блекаут и его последствия в виде перебоев со светом. "Чтобы завезти горючее, на таможенных постах должно быть электричество и интернет. Без них невозможно подключиться к таможенным базам. К тому же сейчас куча народа пересекает границу. На таможнях царит еще тот бардак", - отмечает директор специальных проектов центра "Психея" Геннадий Рябцев.

Может ли повториться майский кризис с километровыми очередями водителей на АЗС и ограничением продаж? Участники рынка в такой сценарий не верят.

"Такой ситуации точно не будет. Тогда была вообще другая история: мы за день потеряли поставки из россии и Беларуси, у нас не были отлажены маршруты поставок, не было ничего. Сейчас все это есть", - убеждает Куюн.

После ноябрьского блекаута большинство сетей повысили цены в среднем на гривну из-за затрат, связанных с покупкой и заправкой генераторов. Дальше все будет зависеть от того, возникнет ли дефицит нефтепродуктов.

"Сейчас только говорят о дефиците. Если он станет реальностью, то цены вырастут. Обычно сети используют такие ситуации в свою пользу", – констатирует Рябцев. О вероятности небольшого удорожания говорит и Куюн.

Напомним, когда в Украине начнется ажиотаж на АЗС и стоит ли ждать снижения цен на топливо: водителям приготовиться.

Ранее сообщалось, связь будет дорожать: мобильные операторы объяснили необходимость повышения тарифов.

Также, дешевле не бывает: как сэкономить на покупке генераторов.