Но на самом деле – нет. Законы есть, и часто они даже строже европейских. Проблема – в отсутствии неотвратимости наказания. Именно безнаказанность породила культуру игнорирования экологического контроля.

Сегодня, во время войны, этот вопрос становится особенно острым: ресурсы ограничены, а ущерб окружающей среде растет каждый день. Возможно ли изменить подход прямо сейчас – доказать, что закон действует и контроль может быть реальным?

Пример Государственной экологической инспекции Полесского округа доказывает – можно. Лидерство ее руководителя Евгения Медведовского в этой трансформацииважный сигнал для всей страны: экологический контроль может и должен работать.

Почему опыт Полесского округа, ставший пилотной территорией реформы государственного экоконтроля, заслуживает внимания всей страны Евгений Медведовский рассказал в откровенном интервью с президентом Ассоциации профессионалов окружающей среды (PAEW) и генеральным директором «Офиса постоянных решений», шеф-редактором журнала Sustainability leaders guide Цыганок.

Популярные статьи сейчас
Индексация пенсий превратится в формальность: какие надбавки получат пенсионеры Водители, готовьтесь: с 12 октября все пассажиры должны выходить из авто ТЦК превышают полномочия: кто не имеет права проверять документы "Бабье лето" возвращается? Когда в Украине снова станет теплее, прогноз погоды на октябрь
Показать еще

Аргументация: почему этот опыт стоит внимания?

  • Полесский округ стал пилотной территорией реформы государственного экоконтроля : тестируются новые подходы, созданы пункты экологического контроля, учитывающие инфраструктуру, риски и наличие необходимой материально-технической базы.
  • ОМС проверяют на соблюдение делегированных полномочий : это первый шаг к реальной соответственности общин.
  • Активное привлечение молодых специалистов и партнерство с университетами, работа с демобилизованными ветеранами, которые выражают желание работать в системе экоконтроля, формирует кадровый резерв для новой Экоинспекции.
  • Прозрачность и коммуникация : возможность обратиться на телефонную горячую линию Инспекции, зарегистрировать сообщения о нарушениях на веб-ресурсе «ЭкоУгроза», открытые отчеты – составляющие повышения доверия к Инспекции.
  • Судебные иски и расчет убытков : создается прецедент неотвратимости ответственности.
  • Фиксация экологических последствий войны : Экоинспекция Полесского округа формирует доказательную базу экологических преступлений страны-агрессорки на украинской земле, демонстрируя новую роль Экоинспекции в условиях войны.

❓ Господин Евгений, Вы неоднократно говорили, что проблема не в законах, а в их невыполнении. Какие механизмы Вы видите наиболее эффективными, чтобы заставить работать уже существующие нормы?

Уже четвёртый год мы живем в условиях жестокой войны. И каждый день – это не только человеческие потери и разрушенные города. Это еще и катастрофическое уничтожение украинской природы. Леса, реки, почвы, животный мир – все испытывает сокрушительные удары врага.

Нужны ли нам дополнительные законодательные рычаги защиты окружающей среды? Мое убеждение таково: дело не только в законах. Они у нас есть. Вопрос – в их соблюдении и, самое главное, в исполнении.

Несмотря на военное положение и запрет на проведение плановых проверок бизнеса, у нас есть достаточно инструментов для эффективных действий. Инспекция может инициировать внеплановые меры через министерство там, где существует угроза жизни и здоровью людей или окружающей среде. Кроме того, ежедневно экоинспекторы проводят рейдовые мероприятия: выявляют факты браконьерства, незаконные порубки, стихийные свалки, загрязнение водоемов. Только за время военного положения на нарушителей наложены административные штрафы более чем на 2,7 млн ​​грн, и почти все из них уже реально взысканы. Эти средства поступают в бюджеты разных уровней.

С 2024 года Государственная экологическая инспекция Украины возобновила плановые проверки органов местного самоуправления по выполнению делегированных природоохранных полномочий. Это очень важное направление. Ведь общины – первая линия обороны окружающей среды. Сотрудничество с ними позволяет не только выявлять нарушения, но вместе искать решения для сохранения водных, лесных и земельных ресурсов. Это вклад в наше будущее.

Каждый день мы реагируем на обращение людей. Кто-то использует ресурс «ЭкоУгроза», оставляет сообщения в соцсетях, кто-то звонит по телефону на горячую линию, посылает электронное письмо или приходит в Инспекцию лично. Такое количество каналов связи позволяет быстро фиксировать проблемы и действовать, ведь граждане – наши союзники в защите природы.

Когда другие средства воздействия исчерпаны, после проверки предписания мы фиксируем, что предприятие не выполняет законные требования. В таком случае Инспекция вынуждена обращаться в суд. Остановка деятельности предприятия-нарушителя по решению суда до момента устранения нарушений или получения необходимого разрешения – единственный правовой путь. Уже подано шесть исков об остановке или ограничении деятельности предприятий – злостных нарушителей природоохранного законодательства. Два из них удовлетворены, в двух случаях субъекты хозяйствования устранили нарушения при рассмотрении дел, остальные – еще в процессе. И что немаловажно – суды становятся на сторону Инспекции. Это подтверждает, что правовые инструменты действенны, и мы активно их применяем.

Итак, подытожу. На мой взгляд, наше законодательство имеет достаточный фундамент для защиты природы даже в таких экстремальных условиях, как война. Главное – наполнять эти нормы реальной системной работой, не бояться применять существующие механизмы и действовать в интересах людей и окружающей среды.

Для меня как руководителя важно доказать: Экоинспекция – это действенный инструмент защиты окружающей среды. Мы будем делать все возможное, чтобы украинская природа выстояла так же, как наши воины на фронте и в будущем восстановилась.

❓ Есть ли примеры, когда именно судебные тяжбы ДЭИ Полесского округа стали поворотным моментом и реально остановили системные нарушения?

Да, безусловно, такие примеры есть. И что немаловажно – они имели не только локальное, но и всеукраинское значение. Наши иски становились возвратными моментами, когда речь шла о системных, многолетних нарушениях природоохранного законодательства.

Приведу пример. Сегодня для всех регионов Украины особенно актуальна проблема сохранения лесов. Во время рейдовых мероприятий Экоинспекция неоднократно фиксировала незаконные порубки, которые совершали неизвестные на земельных участках, находящихся в собственности территориальных общин. Сообщения о таких случаях регулярно поступают и от жителей, но в большинстве своем уже после того, как «черные» лесорубы успели нанести вред.

Осознавая масштаб проблемы, в 2022 году Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о сохранении лесов» , которым в Лесной кодекс была внесена часть вторая статьи 107. Согласно этой норме, вред, причиненный лесу, не предоставленный в орган местного самоуправления территории, где расположен этот лес. Это дало Экоинспекции новый правовой инструмент – через суд потребовать взыскания ущерба с общин, если полиция не установила нарушителей.

Именно Экоинспекция Полесского округа создала судебный прецедент. В Рокитновском поселковом совете (Ровенская область) Инспекция выиграла дело о незаконной порубке на землях запаса общины: лес не был передан в пользование, виновные не установлены – и суд обязал поссовет возместить более 2,9 млн грн убытков.

Этот и другие примеры (в частности, добровольное возмещение ущерба отдельными общинами) доказывают, что законодательство работает, а общины постепенно осознают необходимость ответственности. В настоящее время Экоинспекцией Полесского округа сформирована положительная судебная практика применения части 2 статьи 107 Лесного кодекса, что подтверждено решениями Верховного Суда Украины.

Еще одно важное направление деятельности – обязательство органов местного самоуправления через суд обеспечивать надлежащее исполнение делегированных полномочий в сфере землеустройства , в частности, внесение актуальных сведений в Государственный земельный кадастр. Следует отметить, что часть общин по требованию Экоинспекции уже начала выполнять эти требования добровольно, без судебного вмешательства. В качестве примера – Горшковская община на Житомирщине, которая приняла меры по установлению в натуре (на местности) границ прибрежно-защитных полос водных объектов и внесению соответствующих сведений в Государственный земельный кадастр. Это яркий пример сознательного отношения к окружающей среде и исполнения предписаний Экоинспекции.

Всего с начала военного положения в бюджеты разных уровней Экоинспекция Полесского округа взыскала более 29,8 млн грн ущерба, нанесенного окружающей среде. Материалы еще на сумму более 31,4 млн. грн. уже переданы в органы исполнительной службы. Надеюсь, эти средства в ближайшее время также будут взысканы в установленном законом порядке. Ведь сегодня каждая гривна – это вклад в Победу.

❓ Господин Евгений, Экоинспекция делает акцент на проверках органов местного самоуправления относительно делегированных полномочий. Готовы ли общины брать эту ответственность?

Системное и эффективное сотрудничество с территориальными общинами по вопросу сохранения окружающей среды является важной составляющей деятельности Государственной экологической инспекции Полесского округа. Ведь речь идет не только об охране природных ресурсов, но и об обеспечении экологического благополучия населения, проживающего в этих общинах. Такое сотрудничество включает все направления природоохранной деятельности: имплементацию нового законодательства в сфере управления отходами, борьбу с предприятиями-нарушителями природоохранных норм, сохранение водных ресурсов, профилактику пожаров в экосистемах, защиту лесов от незаконных порубок.

Так, по обращениям граждан Экоинспекция инициирует создание комиссий органами местного самоуправления для рассмотрения поднятых в обращениях вопросов. В условиях, когда осуществление мер надзора специалистами Инспекции и другими контролирующими органами запрещено, работа таких комиссий направлена ​​на фактическое решение проблем, озвученных жителями общины, и восстановление их прав.

Одной из эффективных форм сотрудничества также является проведение плановых мер контроля органов местного самоуправления по осуществлению делегированных полномочий органов исполнительной власти, в частности в сфере соблюдения требований природоохранного законодательства. Такие проверки осуществляются в соответствии с приказом Государственной экологической инспекции Украины "Об утверждении Плана проверок органов местного самоуправления в части осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти на 2025 год" .

Инспекция начала активно проводить подобные проверки еще в 2020 году. В поле ее зрения оказались все 130 органов местного самоуправления (территориальных общин) Житомирской и Ровенской областей. С началом полномасштабного военного вторжения в 2022 г. эти меры были временно прекращены. Однако даже в период военного положения в Экоинспекцию поступали обращения жителей общин по поводу нарушений в сфере охраны окружающей среды. Учитывая существующие риски, государством было принято решение о восстановлении в 2024 году плановых проверок в тех общинах, где это позволяют условия безопасности.

По результатам этих мер контроля экоинспекторы обнаружили системные нарушения природоохранного законодательства. Органам местного самоуправления были направлены письма с требованием обеспечить надлежащее исполнение делегированных полномочий, в частности, по организации и осуществлению землеустройства. В то же время, большинство общин на требования не отреагировали, что заставило Инспекцию обратиться в суд.

В целом, Экоинспекцией Полесского округа уже направлено 17 исков по неисполнению делегированных полномочий органами местного самоуправления Житомирской области и 12 – в Ровенской области.

15 из них – об обязательстве установить в натуре (на местности) пределы 27 объектов природно-заповедного фонда.

Из них по 8 делам принято решение в пользу Экоинспекции Полесского округа.

Это означает, что эти общины должны должным образом оформить и защитить свои водоемы и объекты природно-заповедного фонда.

Остальные суд еще рассматривает или общинами поданы кассационные жалобы.

При этом речь идет не только о небольших общинах, но и о крупных городах областей, где зафиксировано наибольшее количество нарушений.

Важно понимать, что речь идет о продолжающихся правонарушениях – систематическом невыполнении обязанностей, прямо определенных законом. Из-за такого бездействия и игнорирования требований действующего законодательства возникают риски нарушения экологического режима объектов природно-заповедного фонда, использования земель прибрежных защитных полос не по целевому назначению, их самовольного занятия, а также нарушения режима ограничений хозяйственной деятельности на этих территориях.

Исковая работа будет продолжаться. В случае невыполнения предписаний Экоинспекции другие общины рискуют оказаться среди ответчиков в судах.

❓ Прозрачность и открытость: насколько эффективны горячие линии, обращения граждан, интерактивные инструменты в борьбе с нарушениями?

Прозрачность мер контроля и открытость информации – ключевые факторы деятельности Государственной экологической инспекции Полесского округа. Право граждан обращаться в органы власти и получать ответ остается неизменным даже во время военного положения, ведь оно гарантировано Конституцией Украины и не может быть ограничено. Сегодня это право активно реализуется, в частности, через официальный вебресурс «ЭкоУгроза» , который с момента создания зарекомендовал себя как эффективный инструмент для фиксации и представления обращений граждан. Только с начала 2025 г. на этом ресурсе зарегистрировано 268 обращений от жителей Житомирской и Ровенской областей. Большинство из них касалось стихийных свалок, проблем с земельными ресурсами, незаконных рубок зеленых насаждений и случаев пожаров в лесах. В общей сложности с момента создания «ЭкоУгрозы» таких обращений зарегистрировано уже 485.

«ЭкоУгроза» – это не только удобный сервис для граждан, но и важный инструмент для инспекторов. Он позволяет оперативно получать сообщения от населения, производить фото- и видеофиксацию нарушений в режиме реального времени, формировать доказательную базу для привлечения виновных к ответственности. Кроме того, данные ресурса используются для исчисления вреда окружающей среде, причиненного военной агрессией. Такой подход объединяет активное гражданское участие с повышением эффективности работы самих инспекторов.

В то же время, «ЭкоУгроза» имеет все предпосылки стать ведущей платформой для внедрения инновационных решений в процессе реформирования системы государственного экологического контроля. Электронный кабинет инспектора, полная база данных о субъектах хозяйствования, их разрешительные документы, информация о проверках и их результатах, а также сведения о состоянии выполнения предписаний – концентрация данных на одной платформе является примером практической цифровизации экоконтроля. Это то направление, необходимость развития которого сегодня активно обсуждается как в государственных органах, так и в экспертной среде.

Эффективным каналом коммуникации остается и горячая телефонная линия. Только с начала года на нее поступило 106 обращений, еще 82 гражданина подали их непосредственно в общественную приемную Инспекции. Все обращения были рассмотрены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Важным направлением деятельности является взаимодействие с Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека и его региональными представительствами. Результаты совместных мероприятий, включая лабораторные исследования, проведенные специалистами Экоинспекции Полесского округа, стали частью ежегодного доклада Омбудсмана Дмитрия Лубинца в Верховной Раде Украины, а также специального доклада о соблюдении прав граждан на чистую и доступную воду в условиях военного положения.

Государственная экологическая инспекция активно участвует в реализации государственных инициатив в области охраны окружающей среды и природопользования. Это подтверждает ее высокий уровень ответственности за выполнение экологической политики и важную роль в реализации стратегических решений на национальном уровне. В частности, Инспекция вовлечена в выполнение Правительственного плана действий по решению экологических проблем реки Рось на 2024–2030 годы. План предусматривает комплекс мероприятий по восстановлению водных ресурсов, улучшению качества воды, предотвращению загрязнения, усилению контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в прибрежных территориях и активное сотрудничество с органами местного самоуправления. На сегодняшний день Экоинспекцией уже подано в суд 5 исков обязательственного характера против органов местного самоуправления именно в рамках выполнения этого плана. Участие в таких проектах подтверждает ключевую функцию Инспекции – не только как контролирующий орган, но и как партнер государства в реагировании на экологические вызовы.

Отдельно стоит отметить международное сотрудничество. Наработки ДЭИ Полесского округа в сфере фиксации вреда окружающей среде и экологического контроля в условиях военных действий представляют значительный интерес среди европейских коллег. Налажено тесное взаимодействие со специалистами из Эстонии, Латвии, Нидерландов и Германии. В июне 2025 г. Полесский округ стал площадкой для обмена опытом с представителями Европейского Союза в сфере устойчивого лесопользования, мониторинга и контроля лесов, в частности в контексте внедрения регламентов ЕС (EUDR).

Таким образом, открытость и прозрачность работы Экоинспекции обеспечиваются благодаря активному сотрудничеству с гражданами, использованию современных цифровых инструментов, взаимодействию с Уполномоченным по правам человека и расширению международных контактов. Это позволяет Украине двигаться к европейским стандартам экологического контроля даже в сложных условиях военного времени.

❓ Война принесла новые вызовы – экологический ущерб от обстрелов и пожаров. Какую роль здесь играет инспекция и какие масштабы ущерба вы уже зафиксировали?

Несмотря на сложные условия военного времени, в частности кадровые, ведь сегодня каждый десятый работник Инспекции находится в рядах сил обороны, коллектив Государственной экологической инспекции Полесского округа продолжает эффективно выполнять свои обязанности по контролю за соблюдением природоохранного законодательства. К этим задачам добавилось и фиксирование преступлений против окружающей среды, совершенных страной-агрессоркой: последствий вражеских обстрелов, падение обломков ракет и беспилотников, попаданий в многоквартирные дома, хозяйственные помещения, экосистемы и т.д. Именно документы Экоинспекции – акты обследований, замеры, протоколы фиксации – являются составной частью доказательной базы преступлений России, которая в дальнейшем будет представлена ​​в международных судах.

Если говорить языком цифр о последствиях военной агрессии для окружающей среды Ровенской и Житомирской областей, то ситуация выглядит так:

  • общая площадь загрязненных земель составляет 172 тыс. м2 ;
  • площадь засоренных земель – 108,7 тыс. м² ;
  • в результате пожаров на нефтебазах сгорело более 21 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов;
  • в атмосферный воздух попало более 74 тыс. тонн загрязняющих веществ;
  • площадь сгоревших лесов и других лесных насаждений вследствие ракетно-бомбовых ударов России превышает 2,1 тыс. га ;
  • дополнительно в атмосферу попало более 1,5 млн. тонн загрязняющих веществ.

Основными загрязняющими веществами, поступившими в атмосферный воздух, являются: суспендированные твердые частицы (пыль), оксид углерода, диоксид азота, аммиак, сернистый ангидрид, бензапирен и другие.

Общая сумма ущерба окружающей среде , рассчитанной Экоинспекцией Полесского округа в результате военной агрессии, составляет более 26,1 млрд грн .

Материалы с результатами этих расчетов переданы в правоохранительные органы и прокуратуру для внесения сведений в Реестр военных преступлений, совершенных россией против окружающей среды. Они также станут основой для формирования механизма получения репараций из страны-агрессора в рамках открытых уголовных производств по статьям 441 («Экоцид») и 438 («Нарушение законов и обычаев войны») Уголовного кодекса Украины.

❓ Ваша команда активно привлекает молодых специалистов и сотрудничает с университетами. Можно ли сказать, что формируется новое поколение экоинспекторов?

Инновационное мышление, гибкость и способность искать нестандартные решения – именно те черты, которые характерны для молодого поколения и помогают эффективно преодолевать современные вызовы в сфере экологии. Молодежь активно использует и внедряет новаторские подходы, цифровые решения и новейшие технологии в области охраны окружающей среды.

Как председатель экзаменационной комиссии высшего образования экологического профиля, я часто общаюсь со студентами. Тех талантливых и амбициозных выпускников, которым интересна сфера экологического контроля, приглашаю приобщаться к коллективу Инспекции. Представители Экоинспекции принимают участие в круглых столах, конференциях и встречах со студентами в качестве стейкхолдеров. И мы уже имеем успешные результаты такого сотрудничества.

Так, в 2023 году коллектив ДЭИ Полесского округа пополнился сразу пятью главными специалистами, которые после получения профильного образования изъявили желание работать в Инспекции и успешно прошли собеседования. Уже через два года эти молодые специалисты продемонстрировали высокую компетентность и готовность отвечать на актуальные запросы общества. Они наладили эффективную коммуникацию со старшими коллегами, перенимали опыт и начали выступать с собственными инициативами.

Их успехи стали вдохновением для новых выпускников высших учебных заведений, которые впоследствии также решили присоединиться к рядам экоинспекторов. Кроме того, молодые специалисты успешно работают в Инспекции по сектору правового обеспечения в Житомире и Ровно, а также в других структурных подразделениях.

В современном мире мы сталкиваемся с многочисленными вызовами, требующими новых подходов к государственному управлению. Сегодня эти вызовы обостряются условиями военного времени, когда, кроме основной функции государственного экологического контроля, мы выполняем задачи по фиксации преступлений против окружающей среды, совершенных агрессором.

Молодежь – это носитель энергии, потенциала и возможностей в деле защиты природы. Именно поэтому Экоинспекция Полесского округа с удовольствием поздравляет в своих рядах энергичных, инициативных молодых людей и искренне гордится их профессиональными достижениями.

❓ Полесский округ – один из пилотных в реформе экоконтроля. Какие новые инструменты вы тестируете и что из этого реально дает результат?

Государственная экологическая инспекция Полесского округа является одним из трех округов, задействованных в реализации пилотного проекта по внедрению Стратегии реформирования системы государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. Этот документ вошел в новую Стратегию действий правительства Украины, которое недавно было представлено Премьер-министром Украины Юлией Свириденко и членами правительства.

На территории, подчиненной Государственной экологической инспекции Полесского округа, в рамках пилотного проекта будут созданы два пункта экологического контроля (ТЭК) – один в Житомирской и один в Ровенской области. Специалисты Инспекции уже провели мониторинг наличия на этих территориях субъектов хозяйствования, которые могут осуществлять сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и атмосферу, а также предприятий в сфере обращения с отходами и производителей сельскохозяйственной продукции. Особое внимание уделяется основным водным артериям, лесопользователям и объектам природно-заповедного фонда, которые находятся под особой охраной государства.

Кроме сбора информации о деятельности субъектов хозяйствования, к функциям ТЭК будет относиться работа с вебресурсом «ЭкоУгроза» , а также проведение патрулирования и рейдовых мероприятий, не связанных с проверками: выявление браконьерских фактов, незаконных порубок леса, обжиг сухой растительности и других нарушений природоохранного. Кроме того, инспекторы будут проводить профилактические операции в определенные периоды года – «Новогодняя елка», «Первоцвет», «Нерест», «Сезон тишины», «Сезон охоты» и т.д.

Технологичность (обеспечение каждой группы автомобилями, формой, средствами фиксации), современный подход (использование спутниковых данных с доступом к реестрам и базам данных), прозрачность (фиксация нарушений и вреда окружающей среде в единой открытой системе) – именно эти факторы сделают в будущем новую двухуровневую систему экологического контроля.

Сегодня экоконтроль в Украине в основном сводится к привлечению предприятия-загрязнителя к ответственности. После реформы основным подходом станет предупреждение вреда окружающей среде и ответственность за ее восстановление . То есть, в центре внимания инспекторов будет постоянный мониторинг и сохранение природных экосистем, а не только реагирование на жалобы и разовые проверки. Службы патрулирования и оперативного реагирования будут работать для защиты природы круглосуточно.

Это будет способствовать имплементации европейского законодательства, в частности, Директивы 2004/35/ЕС, что в части внедрения мер предупреждения экологического ущерба.

Чтобы расширить спектр измерений и повысить точность исследований, при поддержке международных партнеров планируется создание ряда современных измерительных лабораторий по европейскому образцу . Один из них планируется открыть на территории Полесского округа – в городе Житомире.

Коллектив ДЭИ Полесского округа приветствует будущие изменения в системе экоконтроля, готов их реализовывать и убежден, что все указанные факторы – вместе с повышением заработных плат, улучшением условий труда инспекторов и укреплением материально-технической базы – помогут привлечь в службу лучших и мотивированных специалистов, среди которых и ветераны. Двое из них уже стали частью нашего коллектива и успешно выполняют служебные обязанности: Олег Мирецкий, защищавший Украину в составе знаменитой 95-й отдельной десантно-штурмовой Полесской бригады, и Виктор Демкин – боец ​​3-й отдельной танковой Железной бригады.

Мы делаем все возможное, чтобы наши коллеги, ныне находящиеся в рядах Сил обороны (а таких восемь), ежедневно испытывали наше уважение, благодарность и поддержку. Для возвращающихся в коллектив создаем все условия, чтобы процесс адаптации к мирной жизни был максимально легким и чтобы они могли в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал.

Работа с ветеранами – чрезвычайно важное и многогранное направление. В апреле прошлого года Экоинспекция Полесского округа стала площадкой для встречи ветеранов, работодателей, общественных организаций и органов местного самоуправления в рамках Всеукраинской программы ментального здоровья Елены Зеленской «Ты как?». Там обсуждались вопросы трудоустройства ветеранов и коммуникации с ними. Это категория сильных, закаленных людей, способных стать мощным потенциалом восстановления страны. Мы гордимся ими и верим в них!

❓ По вашему мнению, что должны делать другие общины и инспекции, чтобы повторить ваш опыт? С чего начать?

Для экологических институций чрезвычайно важным направлением работы должна быть постоянная и многовекторная коммуникация с общинами. Она способствует формированию доверия и взаимопонимания между учреждениями и местными жителями, ведь именно общины являются непосредственными участниками процессов охраны окружающей среды.

Закон Украины «О местном самоуправлении» и реформа децентрализации открыли новые возможности для территориальных общин. Они получили не только большее количество финансовых ресурсов, но и широкий спектр полномочий для самостоятельного решения вопросов местного значения. Такая система дает общинам инструменты для развития, но в то же время возлагает и новую ответственность, ранее преимущественно принадлежавшую центральным и региональным органам власти.

Одним из ключевых направлений этой ответственности является охрана окружающей среды. Если раньше общины часто воспринимали экологические проблемы как «чужие», то именно они должны стать первыми защитниками собственной территории. Ведь качество окружающей среды оказывает непосредственное влияние как на здоровье людей, так и на экономическое развитие региона.

Европейский опыт доказывает, что такие обязанности вполне реально и эффективно выполнять на уровне общин. Во многих странах ЕС задачи, которые в Украине традиционно относились к сфере экологических инспекций, переданы муниципалитетам. В их числе: организация системы управления отходами (сбор, сортировка, переработка), контроль за состоянием и восстановлением лесов, контроль за состоянием водных объектов и контроль за охраной земель на территории общины.

Такой подход позволяет не только реагировать на вызовы, но и обеспечивает большую прозрачность и привлечение жителей к принятию решений. Когда руководство общества осознает, что именно на нем лежит ответственность за сохранение природы, оно получает реальный шанс сделать свой край более чистым, безопасным и привлекательным для жизни. Ведь люди, избравшие своих представителей, доверили им широкие полномочия – в том числе и в сфере охраны окружающей среды – и ждут от них конкретных действий и позитивных изменений уже сегодня.

❓ Если посмотреть перспективу 3–5 лет, каким Вы видите будущее системы экоконтроля в Украине?

В ближайшей перспективе экологический контроль в Украине будет развиваться по трем ключевым направлениям.

Первый – превентивность и цифровизация. Инспекции постепенно отходят от роли карательного органа, приобретая больше консультативных функций: предоставление методических рекомендаций, проведение учений, поддержка бизнеса. Более широко будут применяться цифровые инструменты – онлайн-отчетность, автоматизированные системы мониторинга, спутниковые данные.

Второй – прозрачность и доступность информации. Уже сегодня внедряются публичные реестры проверок, интегрированные геоинформационные системы, кабинеты предприятий для документов и сообщений. Результаты проверок должны быть максимально открыты для общественности, что будет снижать коррупционные риски и повышать уровень доверия.

Третий – европейская интеграция и учет военного контекста. Украинская экологическая политика формируется с учетом новых вызовов: восстановление экосистем, очистка территорий от загрязнений, постепенное возвращение предприятий к работе в соответствии с принципами Европейского зеленого курса. В то же время актуальной остается задача избавиться от пережитков советского прошлого: формального подхода к проверкам, отсутствия системного экологического мониторинга, недостаточных стимулов для модернизации предприятий.

Сегодня Украина движется по пути адаптации к экологическим стандартам ЕС и интеграции в европейские системы мониторинга. В перспективе это означает автоматическое выявление нарушений, оперативное реагирование мобильных групп экологического контроля, онлайн доступ к результатам проверок и неотвратимость ответственности бизнеса за вред окружающей среде. В то же время, для предприятий, которые соблюдают экологические правила, будут предусматриваться стимулы к модернизации производства и переходу на возобновляемые источники энергии – в виде налоговых льгот, государственных субвенций, льготных «зеленых» кредитов и безвозвратных грантов.

В условиях военного положения высшее руководство государства – Президент Украины Владимир Зеленский, Премьер-министр Украины Юлия Свириденко, Министр экономики, окружающей среды и сельского хозяйства Украины Алексей Соболев, а также Совет национальной безопасности и обороны – подчеркивают: государство должно поддерживать честный бизнес и обеспечивать отсутствие чрезмерного давления на предпринимателей. Это необходимо, чтобы бизнес мог работать на укрепление экономики, поддержку Вооруженных сил и восстановление страны после достижения справедливого мира. Такой подход, по моему мнению, особенно важен и для сферы экологического контроля и охраны окружающей среды.