Позавчерашняя паника в киевском метро вызвала неоднозначную реакцию у пользователей социальных сетей. 11 сентября вечером более чем два часа не работали четыре станции на "синей" ветке – Тараса Шевченко, Петровка, Контрактовая площадь и Почтовая площадь.

В столичном управлении ГСЧС сообщили, что в 18.37 в тоннеле между станциями Контрактовая площадь и Тараса Шевченко из-за корткого замыкания в генераторе автоматической сигнализации произошло задымление без последующего горения.

К счастью, все обошлось – пассажиров эвакуировали, все оперативно потушили, и метро возобновило свою работу в штатном режиме.

Многие пассажиры снимали на телефоны происшествие, которое выложили в интернет.

"Водитель просит подержать дверь и гасит что-то прямо под нами. Идет. Возвращается снова и снова гасит. Говорит, что ничего страшного, пожара нет, просто какой-то дым. Дым, кстати, уже наполнил собой наш душный вагон и становится трудно дышать. Так проходит еще несколько минут: водитель бегал по вагону, диспетчер что-то кричала... В итоге водитель погасил этот "какой-то дым", и мы поехали", – сообщила Карина Коцюруба на своей странице в социальных сетях.

Популярные статьи сейчас
Пенсионеры получат индивидуальные доплаты до Нового года: кому сколько начислят Подорожание будет невыносимым: украинцам советуют делать запасы – по 10 кило не меньше Абоненты Vodafone останутся без связи: кому нужно срочно заменить SIM-карту Наконец-то хватит на коммуналку: пенсию будут считать по новой формуле, на сколько увеличатся выплаты
Показать еще

Некоторые пассажиры были откровенно напуганы происшествием.

Знай.ua задался вопросом – что делать в случае ЧП в метро?

Зона повышенной опасности

Жители больших городов с уверенностью утверждают, что самый удобный вид транспорта – это метро. Киев в этом не исключение. Ни пробок, ни опозданий, просто сел и поехал. Но стоит помнить, что это еще и "зона повышенной опасности".

Например, в 2012 году на станции "Осокорки" возник пожар из-за короткого замыкания электропроводов. Пожар начался прямо на перроне. ЧП спровоцировало панику и на несколько часов парализовало подземку. Только в июне этого года на станции "Академгородок под поезд метро бросился мужчина-суицидник. А в мае мужчина упал на рельсы на станции "Дарница" - предположительно, случайно.

Бывает, что в метрополитенах гибнут люди, происходят теракты, суициды и просто несчастные случаи.

И даже небольшой сбой в графике движения обычно приводит к столпотворению и легкой панике среди пассажиров.

В других странах в подземках происходили куда более страшные случаи.

3 апреля этого года произошел взрыв в Петербургском метрополитене между станциями "Сенная площадь" и "Технологический институт". Вследствие террористической атаки 16 человек погибло и 103 пострадало.

В марте 2016 года серия террористических атак, затронувших в том числе метрополитен, произошла в Брюсселе. Утром, произошел взрыв на станции в поезде, находившемся между станциями "Малбек" и "Шуман". В результате атаки, ответственность за которую, как и за два других взрыва, взяло на себя "Исламское государство" погибло 20 человек, более 100 человек было ранено.

В 2005 году в лондонском метрополитене произошел теракт, который принято считать первым терактом, произошедшим в Западной Европе. В метро взорвались три бомбы с интервалом в 50 секунд на разных станциях лондонского метрополитена. Четвертый взрыв прогремел спустя час уже над землей — в автобусе на Тэвисток-сквер. Четыре взрыва унесли жизни 52 человек, еще 700 человек были ранены, также погибли четыре террориста-смертника, совершивших взрывы.

В мирной Беларуси в минском метрополитене произошел взрыв в 2011 году, в результате атаки погибло 15 человек и пострадало еще более 200.

Впрочем, не только террористы становятся причинами трагедии. В 1982 году в Москве на станции "Авиамоторная" произошла поломка эскалатора – в итоге он набрал полный ход на скорости, тормоза не сработали и людей просто понесло вниз. В результате давки погибло 8 человек, свыше 100 пострадали.

Самая страшная авария за всю историю мирового метро случилась в 1995 году в Баку. На перегоне между станциями "Улдуз" и "Нариманова" в одном из вагонов загорелся тяговый двигатель, и запаниковавший машинист решил остановить состав в тоннеле. Возникла паника — люди давили друг друга в вагонах, а выбравшись, шли по направлению ветра и задыхались в едком дыму. В тот день в метро погибло 289 человек.

Пожар в метро

Если вдруг в метро начался пожар, или задымление, как вчера, первое, что советуют специалисты – это не паниковать. Ваша паника может привести к тому, что паниковать начнут другие пассажиры, в итоге возможна давка в толпе и другие неприятные моменты.

В случае дыма и огня – нужно обратиться к ближайшему сотруднику метрополитена или полиции, связаться по экстренной связи с машинистом.

"Если вы находитесь на перроне - попытайтесь оценить обстановку, определив масштаб происшествия, и наметив направление для эвакуации. Нужно держаться подальше от путей – в панике люди могу столкнуть друг друга на рельсы. Если паника началась, старайтесь не вжиматься в толпу. Если увидели или почувствовали задымление – свяжитесь с машинистом, используя кнопку экстренной связи. В каждом вагоне есть огнетушитель. Инструкция по применению написана у него на корпусе", - советует спикер Киевского метрополитена Наталья Макогон.

Если вагон задымлен, нужно лечь на пол, там наименьшее скопление дыма, которым можно отравиться. Например, при горении поролона, который есть в сидениях, с дымом выделяется опаснейшее вещество — синильная кислота, которая может отравить даже через кожу.

Перед эвакуацией, персонал должен провести ряд мероприятий — обесточить контактный рельс, включить аварийное освещение и т.д. После этого последует сигнал по громкой связи с инструкциями по эвакуации и откроются двери. Только тогда и можно выходить.

Уйти из жизни красиво

По статистике, за год в киевском метро произошло больше 10 падений на путь. Многие закончились летальным исходом.

По данным полиции, чаще всего суициды совершают на станциях "Арсенальная" и "Шулявская". Эксперты окрестили эти станции как геопатогенную зону с плохой аурой.

Но самоубийцы есть не только в Киеве. 21 января этого года, в Харькове на станции "Площадь Конституции" мужчина бросился под поезд в метро – его успели спасти, достали из-под вагона, а приехавшие врачи, наложили на шею бандаж и госпитализировали.

"Есть определенные прописанные правила. Психологически к этому никак себя не подготовишь. Если это уже случилось, нужно реагировать мгновенно. В должностной инструкции прописаны такие моменты, есть инструкция по извлечению бросившегося под поезд. Если вы видите, что пассажир бросается под поезд, вы должны принять все меры экстренного торможения: кран, петля — все, чтобы остановиться. Если не получается, то машинист должен определить, сможет ли он извлечь человека, не зажало ли его колесами, и доложить диспетчеру для снятия высокого напряжения. Если понимает, что извлечь невозможно — докладывает диспетчеру, и тот должен выслать ПВС для извлечения", - рассказал один из машинистов.

Другое дело, если человек непреднамеренно попал на рельсы.

"Не надо пытаться выбраться самому, если уж оказались на путях. Под платформой идет контактный рельс высокого напряжения и человек рискует получить удар током.

Лучше всего постараться добежать до начала платформы, куда прибывает "голова" поезда. Относительно безопасное место — черно-белая полосатая перекладина между рельсами. Именно возле нее останавливается первый вагон состава. Если машинисту не успеют сообщить о происшествии, то даже в штатном режиме он остановит состав именно до этой полосы. Чуть далее в тоннель за этой перекладиной начинаются служебные коммуникации.

Если вы упали вниз, а поезд совсем рядом, нужно падать в канал меду рельсами, по возможности ногами к поезду и на живот, ноги плотно прижать другу к другу и к земле, голову поджать и прижать к земле, руки прижать вдоль тела. В таком положении поезд проедет не задев. При торможении будет шум, теплый воздух иногда даже искры. Не стоит шевелиться и жизнь будет спасена», - советует Наталья Макогон.

Если же вы увидели, что кто-то упал на рельсы, не пытайтесь вытащить со стороны контактного рельса, а тем более прыгать вслед. Нужно сообщить работникам метрополитена о том, что человек в беде. И если поезд близко, объясните упавшему как себя вести и как лечь между рельс, чтобы поезд не задел. Желательно накрыть голову, не поднимать руки и ноги, чтобы одежда не задиралась и, таким образом, не двигаться, ждать помощи.

Терроризм, как бич общества

До 2013 года, по данным СБУ, в стране не действовала ни одна террористическая организация, а также не было ни одного элемента или филиала международных террористических групп.

В Киевском метрополитене регулярно предупреждают – сообщать сотрудникам и полиции обо всех странных предметах в метро.

В случае, если в вагоне метро или в помещениях метрополитена вы заметили оставленные без присмотра вещи, следует немедленно обратиться к дежурному по станции. Ни в коем случае не пытаться рассмотреть оставленные вещи самостоятельно, поскольку это может быть взрывное устройство.

Немногие знают, что в случаи обнаружения, каждая станция метро оборудована специальной комнатой, где тот самый «странный предмет» будет дожидаться приезда саперов.

К сожалению, от взрывов не застрахован никто. Эксперты только констатируют, что в закрытом пространстве взрывная волна угасает дольше и поражает сильнее. В вагоне она, прежде всего, попадает в тех людей, которые находятся ближе всего к центру взрыва. Пассажиры на периферии могут обойтись легкими травмами. Помимо этого, в замкнутом пространстве травмировать могут осколки, которые взрывная волна отколола от окружающих предметов. Травмы могут возникнуть не только во время, но и после взрыва. Например, во время массовой эвакуации, когда толпа людей спешит на эскалатор.

Выжить в таком случае – это чистое везение.

Если все-таки повезло не оказаться в эпицентре взрыва, не стоит на ходу прыгать из вагона и хвататься за металлические детали вагона – они могут быть под напряжением. Тут лучше дождаться команды сотрудником метрополитена. В 2004 году машинист московского метро Владимир Горелов был награжден орденом "За мужество". После взрыва в одном из вагонов между станциями, Горелов затормозил, но не смог подать сигнал из-за поврежденного оборудования. Машинист выскочил из поезда, дозвонился до диспетчера по телефону, установленному в тоннеле, дождался, пока обесточат контактный рельс, открыл двери и выпустил пассажиров. В результате эвакуации никто не пострадал.

А в другом случае, который также произошел в московском метро, машинист вместе с помощником после взрыва заперлись в кабине поезда, закрыли руками глаза, пока в таком состоянии их не нашли спасатели.

У нас, к счастью, не смотря на сложную обстановку на востоке, такого не происходило, и надеемся, что и не произойдет. Но знать элементарные правила безопасности все же стоит – как говорится, предупрежден, значит – вооружен. Тем более, что украинцы любят путешествовать и уже получили безвиз – а теракты случаются даже в самых безопасных городах Европы.