Киевский предприниматель Максим Тульев поставил рекорд – он первым из украинцев на одномоторном самолете пересек Трансатлантику. Причина банальна – влюбленный в небо Максим просто купил в США самолет и вместе с профессиональным перегонщиком пригнал его в Украину.

О своем опыте он рассказал Знай.ua.

Вообще-то я частный предприниматель, директор компании IT-компании, но считаю, что у человека должно быть в жизни еще что-то кроме работы. У меня есть огромное и очень важное по моим меркам хобби – это небо. Меня всегда тянуло в авиацию, летать, парить в небе.

В 2012 году я получил лицензию частного пилота в Чехии. Сейчас учусь на коммерческого пилота. Но если есть права, нужен и транспорт. Я долго над этим думал.

Популярные статьи сейчас
Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут Многочасовые очереди в ТЦК отменяются: в "Резерв+" заработала долгожданная функция Есть условие, вводят лимит на 30 дней: что будет с тарифом на свет с 1 декабря Кто не выполнит требования ПФУ – останется без пенсии: кому приостановят выплаты
Показать еще

У меня никогда не было страха высоты. Небо мне дает адреналин.

Раз есть права, должен быть и транспорт. Я долго смотрел в интернете, консультировался со знающими людьми. Идею подал профессиональный пилот Владимир Васильев. Он нашел в США самолет.

У меня есть потребность летать по делам – далеко и быстро. До турбореактивных самолетов я еще не дорос, да и ценник там измеряется десятками миллионов долларов. А обслуживание влетает в еще большую копеечку. А вот поршневой мне вполне по карману.

Теперь мой самолет – это Mooney M20TN Acclaim Type S. Мне понравилось, что это самый быстрый поршневой самолет в мире. В Европе и Украине таких самолетов нет.

Несколько месяцев мы присматривались, инспектировали его, проверяли каждую деталь. Все-таки его стоимость – 400 тысяч долларов. Не хотелось получить за такие деньги что-то-то старое или бракованное. Тем более, нам на нем нужно было еще перелететь в Украину.

Mooney оказался в полном порядке, да еще и 2008 года выпуска. По меркам самолета, он почти новый. Мне приходилось, например, до этого летать на самолетах, которые выпущены были в 60 – 70-хх годах.

Mooney развивает скорость до 450 км/час, имеет дальность более 2000 километров, легко забирается на 8000 метров. В час "ест" где-то 75 литров бензина. Конечно, специального, а не обычного.

Кто-то покупает за границей "бляху" и перегоняет, а у нас тоже транспортное средство. Почему бы не перегнать самим?

Самолет я покупал в Детройте, после чего мы перегнали его на базу в Орландо, штат Флорида , где он уже проходил все проверки. Можете представить мое состояние, когда на Флориду обрушился ураган "Ирма"? Но все обошлось. Самолет в ангаре крепко привязали. Были периоды, когда я звонил в Орландо, а мне просто отвечали, что с Орландо связи нет. Только потом мне ответили, что связь есть, но нету электричества и вода стоит по колено. Но все хорошо и все уцелели. Только тогда у меня отлегло от души.

Вылетели 7 октября из Флориды. Планировали приземлиться в Бангоре – это северная точка Америки. Но из-за плохой погоды и действий диспетчера мы чуть не разбились при посадке. Пришлось уйти на запасной аэродром в Бостоне - это огромный аэропорт, на 6 полос, в несколько десятков раз больше Жулян или Борисполя. Мне понравилось, как устроена летная система в США – огромнейший аэропорт нам сразу же и без проволочек дал разрешение на посадку. Парковка, конечно, была платной. Мы передохнули в Бостоне и вылетели в Канаду.

Следующая наша стоянка была в городе Гус-Бей. Граница Канады и США заметна сильно. Канада практически не заселена, а после Лабрадора начинается тупо безжизненная тайга.

Первое, что мы увидели в аэропорту – тот самый аэробус, направлявшийся из Парижа в Лос-Анджелес и который вынужден был совершить аварийную посадку после отказа одного из двигателей. Жуткая штука. Прилетел он в полночь, а в часа два дня за пассажирами прилетели запасные борта. Пассажиры ночевали в самолёте, их пачками водили пить кофе и что-то перекусить в местное FBO. Многие плакали от страха.

Затем мы вылетели на Трансатлантику. Над океаном наш самолет поймал обледенение. Спасло то, что самолет новый и его системы со всем справились. Адреналина нам, конечно, хватило.

Самое трудное в перелете лично для меня – сидеть неподвижно несколько часов в гидрокостюме. Считается, что в случае приземления на воду гидрокостюм дает еще 2 часа жизни пилоту. А плот, который у нас также имелся в наличии, еще 5 часов. Но вся проблема в том, что корабль в этом регионе, который смог бы нас забрать, в случае ЧП, проплывает раз в трое суток.

В дорогу также брали еду – печенье, шоколад и "Мивину". Потому что, перегоняя самолет, можно попасть на длинную трасу, где еды может и не найтись. Например, та же Гренландия, где мы дозаправлялись.

В Гренландии мы сели в городе Нарсарсуак. Там 120 человек населения, из инфраструктуры – аэропорт и отель. Еда безумно дорогая. Это же Крайний Север, все привозное. Зато там красивейшие виды, ледники, чистейший воздух.

В Гренландии меня спросили не хочу ли я остаться? Потому что у них на весь остров, который в несколько раз больше Украины, всего 55 тысяч населения. Половина находится в столице. На вышке в аэропорту нас встречала миниатюрная девушка, мы разговорились. Оказывается, она там единственный таможенник в городе, единственный полицейский и руководитель вышки аэропорта. Живет с мужем, у нее еще есть стадо на 500 овец. Приглашал приезжать к ним на ферму, в гости.

В Шотландии приземлились в городке Вик, передохнули, купили шотландского виски и быстро вылетели. И приземлились в Дании в городе Алгберт, после чего вылетели в Польшу.

Летать через границу в Европе или США достаточно просто. Довольно только полетного плана. Экипажу даже виз не нужно, так как пилоты могут пробыть в стране до 3 дней без виз. У нас же надо получать специальное разрешение на пересечение границ, отдельное. Его надо получать заранее, за 2-3 дня. И это разрешение дает окно в 2 – 3 часа, в это окно нужно вписаться. А если опоздал – то в лучшем случае всю процедуру нужно начинать заново Соответственно, надо спланировать точно с временем пересечение границы, нужно угадать с погодой.

Второй момент – ведь самолеты летают на специальном авиационном топливе. Авиационный бензин - штука редкая в Украине. Во львовском международном аэропорту, например, его нет. Нам выгоднее было сесть в Люблине, заправиться, и полететь дальше. Сначала до Львова, пройти там таможню, а затем в Житомир, где базируются самолеты. Сейчас мой Mooney находится там, в ангаре.

Перелет из США в Украину над Трансатлантикой у нас занял неделю. В последний день мы просто вынуждены были сидеть на земле и ждать, диспетчера Житомира нам не давали разрешение на посадку потому, что где-то там в окрестностях в это время был Президент и для него перекрывали небо.

Теоретически, можно сесть в Жулянах, но стоимость посадки обойдется в 1 тысячу долларов. Для лайнера с пассажирами это нормально, а для меня и моего "малыша"это дорого.

Меня спрашивают о том, не думал ли я на такие деньги купить себе крутую машину? Ведь в Украине с малой гражданской авиацией все сложно. Нет, я над этим не думал, мне хотелось самолет. Я знал, что основную часть времени буду летать вне Украины, а вот здесь придется мириться с неудобствами. Я буду летать по делам в Европе, возможно к морю – Турция, Болгария. Через Атлантику не рискну еще раз перелететь.

У меня есть девушка, которая безумно за меня переживала. Очень интересен сам полет был моей 16-летней дочери. Друзья, знакомые, коллеги до сих пор звонят и поздравляют, просят покатать их.

Больше всего меня поразило отсутствие границ и паспортного контроля. С таможней я столкнулся только в Украине. У меня появилась мечта – совершить кругосветное путешествие на самолете – вот так без виз, без паспортного контроля, по нескольку дней в одной стране.