Сегодня на территории Украины существует многопрофильная цифровая пропаганда, "онлайн-популяризация", которая активно действует в соцмедиа, имея возможность обрабатывать просто огромное количество данных, а значит, и манипулировать мнением и предпочтениями общественности.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяОб этом говорится в исследовании Оксфордского проекта по алгоритмам, пропаганде и цифровой политике. Его результаты прозвучали на конференции, которую организовал Национальный демократический институт США: как раз в это время проходила неделя противодействия дезинформации. Авторы исследования выяснили, насколько велико влияние ботов на внутреннюю политику и медиа в девяти странах, в это число вошла и Украина.
На конференции заявили, что цифровая пропаганда в Украине зачастую используется для очернения политических оппонентов, а также для манипулирования общественным мнением: это выгодно разного рода бизнесам и политическим группам. Несмотря на то, что в Украине действует куда более "продвинутая" система пропагандирования, чем в России, страна очень потерпает от информационных нападений последней. Сейчас в Украине в большинстве случаев используют фейковые аккаунты, "жизнеспособность" которых иммитируют вручную. Автоматизированные политические боты только набирают популярность и могут захватить медиа-пространство уже через несколько лет.
Выбор онлайн-площадки, на которой среднестатистического украинца будут пичкать "полезной" информацией, ограничивается стоимостью: раньше это было очень просто делать в ВКонтакте: эта сеть позволяет массовую регистрацию пользователей и не может похвастаться высоким уровнем информационной безопасности. На втором месте находится Twitter, администрация которого борется с фальшивыми данными без особого энтузиазма. Исследователи уверены: больше 15% пользователей этой соцсети не являются реальными людьми.
Для пропаганды и информационной войны сложнее всего использовать Facebook: использовать этот ресурс в Украине дороже всего, поскольку он самый популярный среди политической и социальной элиты. Одним из самых ярких примеров "бото-пропаганды" стал всплеск медиа-активности после крушения малайзийского Боинга МН17 (трагедия произошла 17 июля 2014 года на оккупированных территориях Донбасса и унесла 298 человеческих жизней). Вокруг происшествия молниеносно появилось огромное количество теорий заговоров, например, Боинг был сбит военным самолетом. Впервые такое предположение на своей странице в Twitter опубликовал якобы испанский диспетчер из Борисполя. Информацию тут же подхватили росСМИ, а Минобороны не упустило возможность использовать это на пресс-конференции.
Украинское Министерство информполитики доказало, что писал заявление бот, а не реальный человек. Кстати, именно этот бот распространял антиукраинские лозунги во время Евромайдана. В сентябре 2016 окончательно доказали, что Боинг сбил БУК с территории, которую контролировали пророссийские сепаратисты. Исследователи подытожили, что украинскому правительству следует прикладывать больше усилий для борьбы с дезинформацией и привлекать к этому процессу компании, которые помогали бы отслеживать ботов и фейковых участников.
Напомним, ранее информационный портал "Знай.ua" писал о том, как пользователей соцсетей рассмешил очередной шедевр российской пропаганды.