Прошло более 4 х лет с исторического момента проведения тендера и получения операторами Киевстар, Водафон и Лайфцелл лицензий на 3G, а спустя чуть более года, в марте 2018 года - лицензий на 4G в диапазоне 1800MHz. Национальная комиссия по регулированию в области связи и информатизации, с чувством исполненного долга отчиталась о многомиллиардных поступлениях в бюджет и вместе с победителями тендеров пообещала очень скорое “цифровое равенство“ для всех жителей на необъятной территории страны. И хотя злые языки утверждают о заниженной стоимости лицензий на тендерах , а состав участников тендеров не отличается разнообразием ( все те же Киевстар, Водафон и Лайфцелл), события для рынка телекоммуникаций Украины знаковые - наконец появился шанс преодолеть отставание и пойти в ногу со временем. Но вот уже более года в деятельности Комиссии в направлении лицензирования новых технологий в доступных полосах частот наступило затишье, если не считать одной робкой попытки и одного состоявшегося решения о лишении лицензии на использование частотного ресурса под предлогом его не эффективного использования. При том, что частотный ресурс не эффективно используется в масштабах всего рынка именно из-за запрета (!!!) на использование новых технологий. Быть может государственный бюджет не нуждается в поступлении дополнительных средств от лицензирования, инвестициях,а население в избытке обеспечено высококачественными телекоммуникационными услугами по доступным ценам? К сожалению, об этом пока можно только мечтать. Несмотря на победные реляции операторов большой тройки о высоких темпах развития покрытия сетей 3G и 4G, стоит отъехать недалёко от крупных населенных пунктов или автомагистралей, и с экрана телефона надолго исчезает не только заветный значок 3G или 4G, но, и за частую, не возможно просто позвонить, а во многих сёлах отсутствует не только скоростной интернет, но и мобильная голосовая связь. В этой связи издевательски выглядят прожекты о внедрении 5G в Украине уже в 2020 году, что свидетельствует о полном отрыве их авторов от реальной жизни. 
По мнению эксперта- одного из авторитетных бывших руководителей отрасли, знакомого с ситуацией в Комиссии изнутри, и согласившийся помочь редакции разобраться в ситуации, более чем годовой застой в движении к новым технологиям связан с целенаправленным блокированием победителями предыдущих тендеров на 3G и 4G процесса лицензирования новых технологий. Он считает, что обеспечить покрытия 4G в сельской местности и устранить то самое, пресловутое «цифровое неравенство» не возможно без задействования низкочастотного спектра, большая доступная часть которого находится в диапазоне 900MHz и в распоряжении большой тройки операторов. Но в силу исторически сложившейся неравномерности владения спектром, между ними возникли противоречия, которые более года пытается урегулировать НКРСИ на основе некоего компромисса, по известному принципу «отнять и разделить» - владелец наибольшего ресурса Киевстар, должен отказаться от его части поделиться им с Vodafon и Lifecell, у которых ресурса меньше. В результате долгих переговоров Киевстар, более склонный компромиссу, согласился уступить часть ресурса, но его количество показалось недостаточно последним двум, и они под различными предлогами заблокировали процесс через своих людей в Комиссии с молчаливого согласия Председателя. По мнению эксперта сложившаяся ситуация, в конечном итоге, устраивает всех троих операторов, которые пока «собирают сливки» в областных центрах и крупных населённых пунктах и не спешат вкладываться в новые лицензии и строительство сетей в низкочастотном спектре для обеспечение современными услугами связи населения в сельской местности. Их вполне устраивает сложившаяся олигополия в области новых технологий, а плату за лицензии на предыдущих тендерах, они, похоже, расценивают с молчаливого согласия Регулятора, как покупку монопольного права на рынок услуг 3G и 4G. Но это наносит ущерб государственному бюджету и нам миллионам пользователей услуг связи. Как долго продлится такая порочная ситуация неизвестно, но , в сложившейся новых политических реалиях, НКРСИ сильно рискует навлечь на себя гнев нового руководства Страны, если и дальше будет идти на поводу и защищать групповые интересы отдельных операторов - монополистов, вопреки своим прямым обязанностям. А пока ,операторы поочередно, друг за другом с начала года начали пересмотр действующих тарифов, которые, по прогнозам аналитиков, к концу 2019 г. могут возрасти в среднем на 50%. 
По мнению эксперта, разорвать это порочный круг может и обязана НКРСИ в рамках своих полномочий. В принципе, общего количества частотных ресурсов в диапазонах 800, 900МГц и других диапазонах, сегодня достаточно для начала лицензирования и ускоренного развития сетей 4G, но эти частоты заняты операторами под старые технологии. Комиссия вправе инициировать решение и предоставить возможность каждому желающему оператору приобрести лицензию на технологическую нейтральность (право использовать различные технологии) на имеющиеся в их распоряжении частотные ресурсы. По этому пути пошли многие европейские страны. По информации эксперта, оценка стоимости таких лицензий производилась независимой зарубежной компанией Analysys Mason по заказу операторов Украины, и составляет до 10млрд. Грн, которые могут поступить в бюджет. Такое решение Комиссии оживит конкурентную среду в области телекоммуникаций, позволит привлечь инвестиции в страну, что в конечном итоге скажется положительно на развитии экономики в целом.