Михаил Прохоренко
Підпишись на наш Viber: новини, гумор та розваги!
Підписатися
Скандальный экс-мэр Ирпеня Владимир Карплюк начал свою предвыборную кампанию с размахом. Его промо ролики крутят на всех ведущих украинских телеканалах, где одна минута рекламы в прайм тайм стоит до 300 000 гривен. Такие бюджеты по силам не каждой политической партии, и даже не всякому крупному бизнесу. Он организовывает различные турниры, детские праздники и просто псевдоповоды, чтобы без зазрения совести агитировать за себя-любимого. Откуда барыши? Мы собрали ключевые схемы, за счет которых Карплюк может себе позволить весь этот праздник жизни, сообщают "Акценты".
ФОТО КАРПЛЮКА НА ВЫБОР
По данным из штаба самого Владимира Карплюка, сумма, которую он готов без особых усилий потратить на избирательную кампанию составляет от $1,5 до 2 млн. И речь, конечно же, не идет исключительно об избирательном фонде, который Карплюк будет пополнять как собственными средствами, так и за счет денег подконтрольных ему компаний-застройщиков. Ведь целый ряд мероприятия – как например недавний чемпионат по регби, где висели плакаты кандидата – вообще формально не имел к нему отношения.
Пока кандидаты от других партий регистрируются, Карплюк уже оплачивает рекламу и представлен на телеканалах 1+1, Интер, ICTV, расценки на рекламу на каналах есть общедоступными и по самым скромным подсчетам бюджеты составляют 500, 300 и 200 тысяч долларов соответственно. Его будут пиарить в праймтайм не меньше 10 раз в день на каждом канале до 20 июля включительно.
Откуда такие деньги? Большая часть средств – это теневые выплаты, результат подпольных схем и махинаций, известных не только всем активным гражданам города, но и правоохранительным органам. Более того, он и сам не скрывает, что готов сорить деньгами: по данным движения «Честно», в прошлом году Карплюк и его семья в месяц тратили около 500 000 грн., купили новый 200-метровый дом, а также арендовали аппартаменты в Италии по цене годовой мэрской зарплаты.
Чтобы понять «обеденную сумму» для Карплюка, достаточно прослушать аудиозапись, опубликованную активистам, из которой становится ясно, сколько готов был потратить мэр на «переворот» в одном из поселков.
Очевидно, что пока эта информация мало известна жителям других населенных пунктов округа №95. Ведь Карплюк приезжает туда только с целью попиарить благоустройство, к которому он не имеет никакого отношения.
Откуда же ресурсы на пиар и «раздачу гречки»?
· Незаконная застройка
Безусловно, ключевой теневой схемой получения денег является незаконная застройка Ирпеня. Яркий пример – полное игнорирование законодательства при планировании и застройке поймы реки Ирпень, которая грозит не только самому городу, но и соседней столице экологической катастрофой из-за подтопления и нарушения работы дренажной системы. Городской совет, которым несколько лет руководил Карплюк, не выделял землю и не давал разрешение на строительство «случайным» людям. Это были либо депутаты самого горсовета, либо очень приближенные / зависимые от Карплюка люди.
В разных комплексах свою «долю» Карплюк забирал по-разному – где-то квартирами, где-то «живыми» деньгами, где-то – соучастием города в уголовных схемах по строительству инфраструктуры по завышенным сметам. Одним из мощнейших вливаний в будущий бюджет Карплюка как кандидата в народные депутаты стало принятие незаконного генплана в декабре 2018 года, когда окружение экс-мэра получило лакомые куски в самых различных уголках Ирпеня и Приирпенья.
О расценках на такие приобретения можно судить по сообщениям СМИ: один только участок под бывшим военкоматом, который снесли, кстати, тоже с нарушениями по незаконному решению городского совета, якобы обошелся застройщику Александру Пикулыку в $400 тыс. После того, как судебная администрация решила недопустить застройки, т. к. военкомат принадлежал ей, а не городу, Пикулыка стали называть не иначе, как «ирпенский лох»: уплаченных денег ему, естественно, никто не вернул.
Если участков были десятки – можно только предположить суммы откатов, накопленные Карплюком.
По разным оценкам, предполагаемый экономический эффект от застройки одной только поймы реки Ирпень – не менее $200 млн. Логично предположить, что Карплюк за организацию всех разрешений и решений горсовета, а также за защиту генплана с титушками – мог бы расчитывать как минимум на 5-7%, то есть на $10-15 млн.
· Уклонение от уплаты налогов
Возможно для жителей других населенных пунктов 95 округа это покажется дикостью, но в Ирпене не принято строить законных зданий – с точки зрения их оформления на компанию и уплаты всех полагающихся налогов. Формально жилье в городе строит не бизнес, а частные лица. Более того, все они строят не высотные дома на 16-20 этажей повышенной категории сложности, а многокомнатные частные усадьбы. Которые потом «случайно» превращаются в квартиры. При чем не в результате ведения бизнеса, а в результате «совместной деятельности», которую – по бумагам – ведут застройщик и будущий инвестор квартиры.
Это дает возможность экономить на налогах. Вместо уплаты налога на прибыль и НДС, а также полного размера налога на доходы физлиц – уплачивается только 5% НДФЛ – как за перепродажу квартиры. Также из-за занижения цен, которые указываются в договорах купли-продажи (иногда в 3-4 раза от реальных рыночных и тех, которые застройщик показывает на бордах) – даже эти мизерные налоги становятся еще меньше.
Кроме того, это и экономия на инфраструктуре. То есть можно полностью забыть о подъездных дорогах, уютных дворах, детских садах и школах, не говоря уже о перекладывании новых коммуникаций для подключения новостроек к городским инженерным сетям. Как результат – постоянные отключения водоснабжения, электроэнергии, непонятное качество питьевой воды.
В реестре судебных решений есть множество примеров возбужденных уголовных производств против застройщиков Ирпеня, где подробно расписывается схема. Только по одному из застройщиков – Игорю Оверко, который строит ЖК под брендом «Синергия» - оценочные объемы ущерба бюджету оцениваются минимум в 86 млн грн. Стандартный процент «отката» в Ирпене Карплюку составляет от 20 до 30 % от полученного дохода. Соответственно, только на уклонении от уплаты налогов по этому застройщику Карплюк поимел не менее 20 млн грн.
· Схемы в Госархстройинспекции
Но Карплюк не был бы Карплюком, если бы не зарабатывал еще и на собственных контрольных полномочиях. После того, как функции госархстройнспекции перешли в Ирпенский городской совет, сюда же перетекла и традиционная для контролеров «коррупционная рента». За получение разрешительной документации и «абонемент» на отсутствие претензий со стороны контролеров минимум на год, застройщикам приходится уплатить до $5 за кв. м вводимой в эксплуатацию площади жилья. При этом $1 уходит лично Карплюку. За это автора и организатора схемы логично называют за глаза «Вова-доллар».
Благодаря схеме Карплюк не только заработал около $1 млн (если исходить из объемов вводимого жилья в Ирпене за последние несколько лет на уровне не менее 1 млн кв. м), но и смог выдавить из города конкурентов – нелояльных к коррупции застройщиков, которые не были согласны платить контролерам и городскому голове мзду. А тех, кто «сомневается» - подвешивает таким образом на «крючок» потенциальных проверок.
· Разворовывание бюджетных средств через покойников
Не стройками едиными. В Ирпене общеизвестно, что Карплюк является участником ярких схем по разворовыванию бюджетных средств (накоплением и увеличением объемов которых в результате децентрализации он так гордится). Одно из самых изощренных была прогремевшая на всю страну схема отмывания денег через компанию, записанную на покойника. Мертвец стал «физлицом-предпринимателем» уже после своей смерти и регулярно «ремонтировал» в Ирпене тротуары, туалеты в школах, строил канализации и реконструировал парки. Только через этого – обнаруженного журналистами – покойника было выведено около 21 млн грн. средств налогоплательщиков Ирпеня. Всего же растраты на теневые схемы распределения подрядов в городе оцениваются за время правления Карплюка в несколько сотен миллионов гривень. Легко допустить, что часть этой суммы осела в личном кармане экс-мэра.
***
Сегодня Владимир Карплюк, наворовав денег у горожан и у покупателей жилья в Ирпене (ведь именно благодаря коррупционной ренте они заплатили за свои квадраты гораздо дороже, чем могли бы) – идет в народные депутаты. Очевидно, что его основная цель – избежать уголовной ответственности по десятку дел, которые дамокловым мечом висят над его головой. Для этого он уже готов развернуть свою знаменитую «сетку» из чиновников и сотрудников коммунальных предприятий. Однако его место точно не в парламенте, а на лаве подсудимых.