12 ноября в программе «Васильевский остров» на 11 канале города Днепр новый председатель Днепропетровского облсовета Святослав Олейник рассказывал о планах на будущее и не преминул «наехать» на предыдущее руководство области, чем вызвал удивление и у журналистов, и у зрителей.
Підпишись на наш Viber: новини, гумор та розваги!
ПідписатисяДнепропетровщиной с 26 марта 2015 года по 27 июня 2019 года руководил Валентин Резниченко, и его команда серьезно подошла к вопросу создания и улучшения образовательной и спортивной инфраструктуры, дорог. После ухода с должности команда Резниченко обнародовала почти 300-страничный отчет о проделанной работе. Итог - сотни построенных и капитально отремонтированных объектов в области. В частности, в нем идет речь о том, что ОГА отремонтировала и построила с ноля более 60 детских садиков, десятки школ, 40 медицинских учреждений, 20 стадионов, 60 ЦНАПов, капитально отремонтировано более 500 дорог. Объемы строительства действительно впечатляли, Днепропетровщина занимала лидирующие позиции в стране по этим показателям.
Тем более удивительно слышать критические оценки непосредственно от Святослава Олейника, имя которого очень часто звучит в контексте недостроенных объектов инфраструктуры и некачественных дорог, и разнообразных махинаций с бюджетными средствами.
Журналисты «Информатор.Юа» обратились с просьбой прокомментировать заявления Олейника к Юрию Голику.
О школе в Томаковке
Святослав Олейник: «Хорошие начинания, сделанные предыдущими руководителями ОГА и облсовета, будут, безусловно, продолжены. Но есть определенная проблема: не все хорошие начинания, представленные в социальных сетях, соответствуют реальности.
Например, я читал в Фейсбуке посты предыдущих руководителей о каких-то 200 объектов, так их нет. Это – фикция, потому что это – просто картинки, хотя и очень прекрасные. Поэтому есть проблема между тем, что есть на самом деле, и тем, как это рисуется в Интернете. И эта проблема достаточно глубокая и большая.
На сегодняшний день в Интернете появился очень интересный ролик, снятый детьми и родителями, о развалинах недостроенной школы в Томаковке. Снят этот ролик было очень высококачественно. Хотя очень похоже, что это снимали местные активисты. Ролик вызывает грусть, поскольку в этом ролике дети в разных ролях в стихотворной форме на фоне этой школы просят достроить им школу. Обращения детей адресованы губернатору Александру Бондаренко и мне. Мы мгновенно отреагировали, уже подписано совместное распоряжение. Уже сегодня, 12 ноября, на этом объекте была комиссия, чтобы понять, что там произошло. И на примере этой школы, расскажу, что происходило на самом деле. Ситуация очень типична».
Юрий Голик: «Главное в расследовании не выйти на самого себя. У Святослава это не получилось. Все четыре месяца с момента ухода нашей команды из ОГА он рассказывал о своем влиянии на все процессы строительства и ценообразования в области. При нас школы строились, при Святославе строится прекратились. Людям это не нравится. Люди записывают видео, но Святослав считает, что это видео претензия не к нему. Странно. Потому что нас люди не просили ничего достраивать — все строилось автоматически.
У нас у многих вся личка в ФБ завалена проклятиями в адрес действующей команды в ОГА из-за того, что 90% строек по области попросту на четыре месяца заморожены. Но у Святослава, как обычно, виноваты «попередники». Бывает.
Вообще, не совсем понятны пассажи Святослава, потому что за 4 года нашей командой, частью которой является и он в том числе, реализовано масса проектов. Святослав неоднократно в течении четырех лет писал у себя на странице в ФБ комплименты нашей с ним совместной работы. И его участие есть абсолютно во всех проектах, реализованных нами, инициатором многих он сам лично и был.
Более того, странно, что все четыре года у Святослава не было никаких претензий и, наоборот, была только гордость за сделанное нами с ним вместе.
Что заставило Святослава сделать такие заявление, которые не соответствуют действительности и здравому смыслу непонятно, но давайте разберем некоторые его высказывания.
Реконструкция каждой школы — это единый проект, включающий в себя замену всего, кроме наружных стен и ее юридического адреса. Каждая реконструкция разбита на этапы так, чтобы не мешать учебному процессу в школе.
Любая реконструкция в школе начинается с ее наружной части. Замена окон, крыши, утепление фундамента, утепление фасада и т.д. Это дает тепло в школе, улучшает ее внешний вид и снижение затрат на энергоносители.
Финансирование реконструкции каждой школы и не только происходит путем выделения на нее денег через решение сессии Областного Совета или его бюджетной комиссии в межсессионный период.
Ритмичность финансирования зависит от скорости выполнения работ на конкретном объекте. Более того, есть такое понятие как управление денежным потоком. Свободные денежные остатки размещаются на срочном депозите. А финансовый ресурс, в зависимости от скорости работ по всем объектам, перераспределяется между ними. Это называется финансовый менеджмент.
Помимо того, часто процесс реконструкции разбивается на этапы по годам в зависимости от месяца, в котором начата реконструкция в году текущем. Это зависит от погодный условий, времени года и учебного процесса. Разбивать каждый этап на отдельные проекты — это удорожание процесса администрирования по каждому объекту и это нецелесообразно».
Цены на строительство завышены?
Святослав Олейник: «Бюджет строительства этой школы (речь идет о школе в Томаковке – авт.), согласно сметной документации, был в 2018 году 59 миллионов на ремонт фасада здания. Не на строительство школы в целом с нуля, а на ремонт ее фасада и некоторые внутренние работы. Площадь этой школы примерно 4000 квадратных метров. Если 59 миллионов гривен разделить на 4000 квадратных метров, то получается, что ремонт 1 квадратного метра школы – 600 долларов США. Это в 3 раза дороже, чем у любой частной строительной компании.
Вопрос: почему государство закупает услугу ремонта школы в 3 раза дороже, чем это стоит на рынке? 600 долларов за квадратный метр – это недопустимая цена для такого вида ремонта. Это – первый вопрос, который возникает в такой ситуации. Второй вопрос: где завышена смета? Она везде завышена. Возникает третий вопрос: почему при потребности в 59 миллионов в бюджет 2020 года было заложено всего 12 миллионов? Эти 12 миллионов подрядчик выбрал до мая месяца, сделал то, что на эту сумму он сделал, развернулся и ушел. Эту сумму он отработал.
Мы сразу же обратились во все компетентные органы. Это – территория ответственности никопольского прокурора, он уже открыл уголовное производство, будут расследовать. Не важно: посадят кого-то в тюрьму или не посадят, главное, чтобы такая безалаберность не осталась без внимания.
Вообще был очень странный подход: если объект стоит 59 миллионов, так давайте заложим эту сумму и закончим объект за один раз. Если мы заложили 12 миллионов, то мы просто растягиваем ситуацию: строители увезут технику, а объект надо охранять. То есть, мы получили классический долгострой. И таких долгостроев оказалось в управлении капитального строительства обладминистрации оказалось гигантское количество. Настолько гигантское, что мы пока не может даже проанализировать и оценить».
Юрий Голик: «Любые цены на строительство любым государственным органом будь-чего определяются не кем-то в ОГА, как отчего-то считает Святослав, а проектом и пройденной по нему государственной экспертизой, проверяющей все расценки в нем и сравнивающей их с индикативными, действующими в конкретном регионе и соседними с ним».
15 млрд или 1,5 млрд грн?
Святослав Олейник: «Объекты, которые были частично профинансированы в текущем 2019 году, имеют общую сметную стоимость свыше 15 миллиардов гривен. А в областном бюджете закладывалось 1,5 миллиарда на капитальное строительство. Получается, что планировалось на 10 лет вперед. Это – каденция двух президентов, двух областных советов, что вызывает у нас большие вопросы. Зачем финансировать то, что заведомо не будет сделано?
Почему так произошло? Потому, что каждый депутат облсовета говорит, что по его округу надо там отремонтировать школу, тут – детский садик, здесь канализационный коллектор, парк, сквер и так далее. Депутаты все свои запросы сносят в ОГА, а ОГА идет на своеобразный обман: давайте, мы все это сделаем. И каждый депутат уходит удовлетворенный, что его объект входит в планы. Потом создается впечатление, что все это отлично строится, хотя толком ничего не строится».
Юрий Голик: «На самом деле бюджет области 18 млрд в этом году. А за время после нашего ухода с 1 июля этого года по сегодня, т.е. за время, когда нас уже нет в ОГА, по коду «Строительство и капитальный ремонт» со счетов ОГА ушел 1 млрд грн.
Т.е. цифры у Святослава не бьются. Вероятно, его кто-то ввел в заблуждение. Но все цифры есть онлайн в открытом доступе.
Напомню, что наличие банка проектов дает возможность строить непрерывно в течении года, а не думать в январе, что строить, до июля проводить все процедуры и в сентябре начинать строительство, как это всегда происходило ранее.
Кроме того, наличие проектов говорит о проведенной подготовительной работе и наличии четкого плана строительства новой инфраструктуры.
Поверьте, такие четкие планы и выполнение всех подготовительных работ для их воплощения, есть все лишь в нескольких областях, включая Днепропетровскую.
Более того, так называемый Банк Проектов это вообще-то всегда была гордость и ОГА, и Облсовета, и в его разработке принимал участие и Святослав, в том числе».
Про намерение достроить объекты, законченные на 80%
Святослав Олейник: «Мы сейчас совместно с ОГА концептуально приняли решение: финансироваться будем только те объекты, которые надо уже заканчивать. Поэтому мы потребовали от всех подрядчиков приоритетные списки готовности объектов строительства: на 90%, на 80%, на 70%. Теперь деньги пойдут только на окончание таких работ. Остальные объекты будут замораживаться».
Юрий Голик: «Хорошо, что Святослав пришел к этой очевидной мысли — начать делать хоть что-то. Правда путь к этому занял у него целых четыре теплых месяца, в которые непосредственно можно проводить работы. Что Святослав собрался строить в декабре и, главное, как — загадка. Но. Во-первых, Святослав противоречит сам себе. Сначала он рассказывает о том, что денег нет. Но оказывается, что есть масса проектов, которые уже почти реализованы и, судя по проценту их реализации, реализованные явно не в последние четыре месяца, а ранее. Во-вторых, что мешало Святославу достроить эти объекты за четыре прошедших месяца и, повторюсь, куда и кому тогда ушел миллиард гривен за это время?».
Детский сад в Софиевке
Святослав Олейник: «Еще есть одна проблема, в отношении которой мы нажали «стоп-кран». Это – объекты, на которых имело место увеличение стоимости работ после начала строительства. Это было в 100% случаев. То есть, объект прошел тендер, а потом дополнительным соглашением увеличивается стоимость работ на нем. Причем, стоимость увеличивается в 2-3 раза. Это привело к тому, что в детском садике в Софиевском районе постройка квадратного метра стоит 1400 долларов. Обращаю внимание, что в Дельмаре возле Бартоломео (новая застройка в Днепре – авт.) можно было купить готовых 3 садика на эти деньги. Зачем нам строить в Софиевке, если есть коммерческая земля в центре на берегу? Можно было просто купить коммерческое строительство.
Вот вам и легенды о новых детских садиках, школах и всем остальном. Поэтому сегодня ни одним проектом со стоимостью в сторону увеличения областная власть заниматься больше не будет. А в сторону уменьшения его стоимости, пожалуйста. В Томаковке сняли ролик, в Чаплино перекрывали дорогу, в Подгородном тоже бунтуют. В Фейсбуке и Инстаграме пишут обо всех таких объектах».
Юрий Голик: «Было бы хорошо, чтобы областная власть в лице Святослава в принципе чем-то занялась, кроме фантазий и манипуляций. Про сравнение стоимости реконструкции школ со стоимостью квадратного метра жилья в Днепре. Это как сравнивать бухту с яхтой, пытаясь привести к единому знаменателю стоимость реконструкции школы, включая замену в ней абсолютно всего, благоустройство территории вокруг и строительство школьного стадиона, со стоимостью строительства голых стен. Это сильно.
Детский садик в Софиевке не строится. Вообще. От слова совсем. В Софиевке реконструируется школа и строится стадион. Точнее должна реконструироваться школа и должен строиться стадион. Школа должна была быть закончена еще 1 сентября. Стадион 1 ноября. Насколько я знаю школа еще реконструируется. А работы на стадионе по какой-то причине прекращены. Возможно, Святослав даже в Софиевку выезжал, искал там садик, про который он говорит, но нашел стадион и поэтому работы на нем были заморожены?
Перечень всех объектов для капитальных ремонтов и реконструкций, сумма финансирования по каждому из них, перераспределение ресурсов между ними происходят исключительно на основании решений сессий Областного Совета либо решений его бюджетной комиссии в межсессионный период.
Т.е. все, на что «жалуется» Святослав делается не решением ОГА, а решениями Областного Совета, в котором Святослав ранее был первым заместителем, а сейчас стал его Председателем.
Подозреваю, что Святослав несколько утомился, когда недавно проходил процедуру выбора на должность главы Областного Совета. Поэтому появилось такое странное его интервью.
С понимаем относимся к загруженности Святослава. И понимаем, что каждый может быть введен в заблуждение и совершать ошибки. Ссылка на отчет о физически сделанном нами и Святославом как единой Командой за 4 года в ОГА. Уверен, что Святослав во всем разберется, извинится за не соответствующие действительности высказывания, продолжит делать начатое нами с ним вместе и со всем депутатским корпусом и благодаря ему в том числе в Днепропетровской области появится еще 30 классных школ, 50 садиков, 20 спортивных сооружений и 500 качественных дорог».