1 июня Комитет Верховной Рады по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления рассмотрит законопроект № 4370-1 народного депутат от "Блока Петр Порошенко" Артура Герасимова. Законопроект вносит поправки в новый Закон "О государственной службе", который вступил в силу 1 мая этого года.

Если данный законопроект будет принят, то это может сконцентрировать слишком много полномочий по назначению глав местных администраций в руках Президента. Более того, такой проект является антиконституционеным. Таким мнением с порталом "Знай" поделился эксперт Реанимационного пакета реформ по вопросам реформы публичной администрации Николай Выговский.

По словам эксперта, основной новеллой законопроекта является кардинальное изменение процедуры назначения чиновников высшего эшелона. На данный момент система государственной службы выглядит так. Чиновники разделены на три категории: "А" – руководители органов исполнительной власти, госсекретари и главы администраций; "Б" – руководители структурных подразделений; "В" – остальные госслужащие. Кандидатуры на должности чиновников категории "А" назначаются по особой процедуре. По модели закона сначала независимая комиссия из 12 человек, в которую входят представители разных ветвей власти и общественности, избирает двух кандидатов на пост, а потом предоставляет их на выбор министру, если речь идет о госсекретаре, или Кабинету Министров Украины, если речь идет о главах местных администраций. В случае с главами местных администраций Кабинет министров из двух предложенных кандидатур выбирает одну и вносит представление о назначении Президенту. В том случае, если Президент не подписывает назначение, конкурс проводится заново.

"Суть такой процедуры состоит в том, что, во-первых, снимается нагрузка с Кабмина. Комиссия тут выступает как сервисный орган, который проводит конкурс и отбирает двух лучших кандидатов. А во-вторых – комиссия получается максимально взвешенная, и если кто-то решит протащить через этот фильтр "своего кандидата", то это будет крайне непросто. Законопроект № 4370-1 предлагает изменить эту процедуру и формировать комиссию на базе Администрации Президента, где две трети комиссии назначается самой АП, а еще треть – Кабмином. И подавать они будут не двух, а только одного кандидата", - отмечает Выговский.

По его мнению, такая система угрожает прозрачности конкурса, так как решающее слово в вопросе назначения глав местных администраций остается за Администрацией Президента, а прохождение кандидата через Кабмин превращается в простую формальность.

Читайте также: Журналист Коцаба получил три с половиной года

"Основным аргументом автора законопроекта № 4370-1 является наше уже традиционное "в стране война". Мол, в Донецкой и Луганской областях назначать глав администраций по такой сложной процедуре нет времени, и пусть лучше их назначает сразу Президент. На вопрос о том, почему нельзя прописать отдельную чрезвычайную процедуру для конкретно этих двух областей, и зачем она нужна, например, в Волынской области, автор ответа не дает. Кроме того, в Конституции прямо прописано, что окончательную кандидатуру на такие должности определяет Кабмин, а не комиссия, где у него только треть голосов", - сообщает эксперт.

Напомним, что депутат от фракции "БПП" Артур Герасимов подал свой законопроект еще 14 апреля, то есть до того, как новый закон о госслужбе вступил в силу.