1 июня Комитет Верховной Рады по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления рассмотрит законопроект № 4370-1 народного депутат от "Блока Петр Порошенко" Артура Герасимова. Законопроект вносит поправки в новый Закон "О государственной службе", который вступил в силу 1 мая этого года.
Если данный законопроект будет принят, то это может сконцентрировать слишком много полномочий по назначению глав местных администраций в руках Президента. Более того, такой проект является антиконституционеным. Таким мнением с порталом "Знай" поделился эксперт Реанимационного пакета реформ по вопросам реформы публичной администрации Николай Выговский.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяПо словам эксперта, основной новеллой законопроекта является кардинальное изменение процедуры назначения чиновников высшего эшелона. На данный момент система государственной службы выглядит так. Чиновники разделены на три категории: "А" – руководители органов исполнительной власти, госсекретари и главы администраций; "Б" – руководители структурных подразделений; "В" – остальные госслужащие. Кандидатуры на должности чиновников категории "А" назначаются по особой процедуре. По модели закона сначала независимая комиссия из 12 человек, в которую входят представители разных ветвей власти и общественности, избирает двух кандидатов на пост, а потом предоставляет их на выбор министру, если речь идет о госсекретаре, или Кабинету Министров Украины, если речь идет о главах местных администраций. В случае с главами местных администраций Кабинет министров из двух предложенных кандидатур выбирает одну и вносит представление о назначении Президенту. В том случае, если Президент не подписывает назначение, конкурс проводится заново.
"Суть такой процедуры состоит в том, что, во-первых, снимается нагрузка с Кабмина. Комиссия тут выступает как сервисный орган, который проводит конкурс и отбирает двух лучших кандидатов. А во-вторых – комиссия получается максимально взвешенная, и если кто-то решит протащить через этот фильтр "своего кандидата", то это будет крайне непросто. Законопроект № 4370-1 предлагает изменить эту процедуру и формировать комиссию на базе Администрации Президента, где две трети комиссии назначается самой АП, а еще треть – Кабмином. И подавать они будут не двух, а только одного кандидата", - отмечает Выговский.
По его мнению, такая система угрожает прозрачности конкурса, так как решающее слово в вопросе назначения глав местных администраций остается за Администрацией Президента, а прохождение кандидата через Кабмин превращается в простую формальность.
Читайте также: Журналист Коцаба получил три с половиной года
"Основным аргументом автора законопроекта № 4370-1 является наше уже традиционное "в стране война". Мол, в Донецкой и Луганской областях назначать глав администраций по такой сложной процедуре нет времени, и пусть лучше их назначает сразу Президент. На вопрос о том, почему нельзя прописать отдельную чрезвычайную процедуру для конкретно этих двух областей, и зачем она нужна, например, в Волынской области, автор ответа не дает. Кроме того, в Конституции прямо прописано, что окончательную кандидатуру на такие должности определяет Кабмин, а не комиссия, где у него только треть голосов", - сообщает эксперт.
Напомним, что депутат от фракции "БПП" Артур Герасимов подал свой законопроект еще 14 апреля, то есть до того, как новый закон о госслужбе вступил в силу.