Инклюзивное образование ворвалось в жизнь учителей так же неожиданно, как и для родителей. Первые не знали, где взять на это ресурсы. Вторые не понимали, в какие двери стучать и как реагировать на отказы. Мы решили прояснить ситуацию, чтобы хоть чуточку помочь и тем, и другим.

Инклюзивное образование: с чего все началось

Большинство юристов намекают, что стартовали изменения из важных законов, которые были приняты в 2016 году. Правки в положение "Об образовании" регулировали хотя бы минимально этот вопрос, но не давали точного инструментария.

Все они глубоко ошибались. Основы равенства заложены в главном документе мира: "Общей декларации прав человека" (1948 год). После Второй Мировой международное сообщество поняла: так дальше продолжаться не может, все должны проживать на планете комфортно, не вредя друг другу.

Популярные статьи сейчас

Погода на 19 февраля заставит выбросить зимнюю одежду

Уникальные кадры, которые вырезали из постельных сцен фильма "Москва слезам не верит"

Топ-7 вредных продуктов, которые есть на каждой кухне, но лучше от них отказаться

Вспышка коронавируса привела к производству реалистичных масок для лица, фото

Показать еще

Позже, когда вспомнили о правах женщин, афроамериканцев, ЛГБТ, вместе с ними защищаться на улицы вышли и люди с особыми потребностями. А почему нет? Подумали они, если хиппи, панкам и представителям различных рас можно, а чем отличаемся от других мы?

Это и дало толчок тому, что миллионы наконец осознали: нельзя игнорировать кого-то, только за то, что он "не такой, как ты". Начали заниматься и детьми, наконец, после нескольких лет "спецклассов" и принудительного психологического лечения (хотя язык не повернется его так назвать). Такой опыт активно поддерживали Германия и Израиль. Они жили по принципу: пожалеть можем, вывести на наш уровень - нет. Как результат, толпы детей с аутичным спектром, с особенностями поведения и восприятия мира оказались за бортом.

Они не могли ни учиться, ни найти нормальную работу. То есть государство превратила их в "иждивенцев" без права на достойное развитие.

Инклюзия в Украине

Инклюзивное образование в Украине
Инклюзивное образование в Украине

Наши законы - это смесь опыта Великобритании и США, где все более гуманно, чем в Германии. Принцип "деньги ходят за ребенком", конечно, неплохой, но работает ли он?

Как заверила соавтор закона "Об образовании", которая и ввела базовые принципы инклюзии, Олеся Мыськив, главная проблема - "большинство позволяет себе не принимать меньшинство". Хотя учителя и родители могут создать комфортные условия для ребенка. Это не просто, судя по тому, что узнал портал "Знай.ua".

В общем, как действует система?

Инклюзивное образование в Украине
Инклюзивное образование в Украине

Обращение к инклюзивному-ресурсного центра (сопровождение ребенка до 18 лет, подбор оптимального учебного заведения, помощь с дефектами речи, движениями - отправляется необходим специалист в школу, садик, ПТУ, или высшее учебное заведение)
Обращение к дирекции школы (имея на руках заключение ИРЦ вы требуете внеочередного зачисления своего ребенка)


Дирекция пишет прошение в мэрию, откуда выделяют средства на доплату учителям (20% от ставки) и оборудование рабочего места ребенка (35% от бюджетного минимума, выданного именно на одного ребенка государством)


Помогаете в социализации вместе с учителями (родители имеют право личным ассистентом ребенка, при условии подачи заявления, вас регистрируют как штатного работника, но в отличие от учителей не платят)

Смотрите: особенные дети


Ассистент учителя и ассистент ребенка

Инклюзивное образование в Украине
Инклюзивное образование в Украине

Очень интересные должности, кстати, о которых школы, судя по опыту слышали, и одним вузом. В свое время законодательно признали, что ассистента педагога требуют немало детей с особыми образовательными потребностями. С тех пор эта деятельность пользуется большим спросом.

Ассистент учителя - человек, который помогает гармонизировать работу класса (17-30 учеников) и ребенка с особыми образовательными потребностями. К примеру, всех школьников следует готовить к общению и взаимопомощи, понимать специфику проблем их одноклассника. А ему следует помогать влиться в общую работу, давать посильные задания, презентовать результаты. Такая помощь требует меньшей квалификации, чем у учителя, не нужно высшего педагогического образования.

Инклюзивное образование в Украине
Инклюзивное образование в Украине

Достаточно ВНО и 120-часовых курсов. Однако ассистент учителя не имеет права вести уроки или адаптировать программу, а лишь выполняет адаптационные задачи учителя.

Совсем другая должность - личный ассистент ребенкаобычно работает пенсионер или студент, который помогает именно школьнику - воспринимать задачи (например, недостатков слуха или ментальных нарушений), придерживаться общепринятых правил поведения, успокаиваться (скажем, за аутизма). Об этом виде помощи родители должны позаботиться сами: оплачивать ассистентов ребенка или обратиться в благотворительные фонды (в большинстве случаев финансируют именно они).

Смотрите: инклюзивное образование в Италии

Что не так с новыми правилами?

Инклюзивное образование в Украине
Инклюзивное образование в Украине

Конечно, как почитаешь законы, охватывает радость за детей - на наконец, смогут нормально учиться, но не все так просто. Поясним на нескольких примере. Три года подряд одна из мам, которая воспитывает ребенка с аутизмом, отправляет ее в садик Деснянского района столицы.

Там воспитатели когда предложили ей перейти на инклюзивное обучение. Мама обрадовалась, побежала к ИРЦ, там посмотрели на ребенка: "ну все с вами ясно" и отправили в спецкласс. Коротко: спецкласс - это принцип "отдельно от всех", а инклюзия - это как раз "все со всеми". То есть независимо от сложности школа может сформировать группу не более трех детей в одной. Там будут и дети, которые передвигаются на коляске, и школьники (или студенты) с синдромом Дауна. Не важно.

Инклюзивное образование в Украине
Инклюзивное образование в Украине

ИРЦ тогда еще переживала времена начала реформ, боялись расформирования, поэтому "нянчиться" с мамами не хотели. Работали по известной схеме, и это было выгодно, потому что специальные классы активно финансирует город. А вот на инклюзии деньги выделяются в обрез. Каждый для воспитатели таких детей брать не решаются. И как эта киевлянка, немало.

Родителям надо знать:

 

Ваш ребенок может учиться в саду, школе, ПТУ, институте, государство предусматривает все


Многие меценаты могут согласиться помочь вам и профинансировать обучение


Дети имеют право участвовать в деятельности вне учебы (летние лагеря при школе, оздоровительные лагеря - с вами едет специалист и многое другое)
Если мэр города не выделил средства, перейдите на индивидуальное обучение до конца года. Закажите финансирования обращением на следующий год, за это время вашему ребенку подготовят место и специалиста. Преимущественно бюджет урезают летом, так как последние шесть месяцев более затратные, поэтому старайтесь прийти раньше)


Не бойтесь обращаться в высшие конролюючи органы (Управление образования, Министерство образования и науки)


Привлекайте волонтеров (специалистов на всех не хватает, а студенты педагогических заведений согласятся для практики. Кроме того один педагог или воспитатель при желании может пройти несколько курсов и за получение вознаграждения от государства работать "за троих" - в идеале, это возможно. Хотя пока система недоработанным)


Дирекция учебного заведения не имеет права (!!!) вам отказать. Запаситесь аргументами по законодательству, поверьте, это сработает.

Смотрите: Инклюзивное образование. Как воспитывать и обучать детей с особыми потребностями

Перспективы инклюзивного принципа в высшей школе

Львовская политехника
Львовская политехника

По статистическим данным с 2500000 студентов отечественных учебных заведений I-IV уровней аккредитации, не более 10000 - люди с особыми потребностями. На практике это менее 1% от общего количества людей с инвалидностью трудоспособного возраста (до 40 лет).

Единственное, на что сегодня смог правительство - включение в перечень категорий, получают так называемые "социальные стипендии" детей с инвалидностью I-III групп. Остальные вопросы решаются в формате администрации отдельных вузов или местной власти. В частности, некоторые украинские вузы даже декларируют определенную специализацию работы с отдельными группами людей с инвалидностью.

Например Киевский политехнический институт декларирует эффективность работы со студентами с недостатками слуха. Национальный педагогический университет им. Драгоманова одним из первых в Украине начал разрабатывать целевые учебные программы для студентов с инвалидностью (Научно-методический центр образования и социальной реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности).

Долгое время была попытка создания даже специализированного вуза, который бы работал прежде всего в сфере инклюзивного образования.

Ежегодно в университете обучается около 6% студентов с инвалидностью, тогда как по Украине - около 0,04%. Наибольшую группу среди них составляют студенты с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха, зрения и заболеваниями нервной системы.

Этот вуз пошел путем заключения специализированных соглашений о сотрудничестве (а соответственно и финансирование) с рядом представителей местных властей. В частности так было в Киеве, Николаеве и Киеве. Об этом случае немного ниже. Скажем лишь, что во всех этих случаях, целевая сотрудничество с местными властями сопровождалась скандалами.

Однако по официальной статистике, большинство студентов с инвалидностью учится все же в государственных вузах - 55%. И только 27% людей с инвалидностью учится в различных частных учебных заведениях I-IV уровня аккредитации.

Что дальше?

школа
школа

По скромным прогнозам, все должно "наладиться" за 5 лет. По крайней мере, так утверждают законодатели. Система должна учесть все недостатки предыдущих лет, будет перераспределение финансирования на основные категории (пока не ясно, чего еще не хватает школам и институтам полностью.

Но все зависит не только от депутатов и учителей. Большая ответственность до сих пор лежит на плечах родителей. Как это ни сложно, но им придется еще долго "обивать пороги" инстанций и стучать в двери заведений с просьбой взять ребенка. Попробуйте провести воспитательные беседы в среде, куда попали малыши.

Отношение к людям с особыми потребностями также передается через реакцию учителей, поэтому им надо объяснить, почему не стоит бояться. Родительское собрание и информативные лекции помогут вам объединить усилия.

И напоследок хотелось бы показать лучший пример именно учительской, а на материнской внимания к особым детям.

Кинси Френч, преподаватель в школе для детей с синдромом Дауна в Кентукки пригласила своих учеников на свадьбу.

"Они для меня как семья. Это мой первый класс, поэтому я не могла пережить такой особый день без них", - к таким словам, кажется нечего добавить.