Инклюзивное образование ворвалось в жизнь учителей так же неожиданно, как и для родителей. Первые не знали, где взять на это ресурсы. Вторые не понимали, в какие двери стучать и как реагировать на отказы. Мы решили прояснить ситуацию, чтобы хоть чуточку помочь и тем, и другим.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяИнклюзивное образование: с чего все началось
Большинство юристов намекают, что стартовали изменения из важных законов, которые были приняты в 2016 году. Правки в положение "Об образовании" регулировали хотя бы минимально этот вопрос, но не давали точного инструментария.
Все они глубоко ошибались. Основы равенства заложены в главном документе мира: "Общей декларации прав человека" (1948 год). После Второй Мировой международное сообщество поняла: так дальше продолжаться не может, все должны проживать на планете комфортно, не вредя друг другу.
Позже, когда вспомнили о правах женщин, афроамериканцев, ЛГБТ, вместе с ними защищаться на улицы вышли и люди с особыми потребностями. А почему нет? Подумали они, если хиппи, панкам и представителям различных рас можно, а чем отличаемся от других мы?
Это и дало толчок тому, что миллионы наконец осознали: нельзя игнорировать кого-то, только за то, что он "не такой, как ты". Начали заниматься и детьми, наконец, после нескольких лет "спецклассов" и принудительного психологического лечения (хотя язык не повернется его так назвать). Такой опыт активно поддерживали Германия и Израиль. Они жили по принципу: пожалеть можем, вывести на наш уровень - нет. Как результат, толпы детей с аутичным спектром, с особенностями поведения и восприятия мира оказались за бортом.
Они не могли ни учиться, ни найти нормальную работу. То есть государство превратила их в "иждивенцев" без права на достойное развитие.
Инклюзия в Украине
Наши законы - это смесь опыта Великобритании и США, где все более гуманно, чем в Германии. Принцип "деньги ходят за ребенком", конечно, неплохой, но работает ли он?
Как заверила соавтор закона "Об образовании", которая и ввела базовые принципы инклюзии, Олеся Мыськив, главная проблема - "большинство позволяет себе не принимать меньшинство". Хотя учителя и родители могут создать комфортные условия для ребенка. Это не просто, судя по тому, что узнал портал "Знай.ua".
В общем, как действует система?
Обращение к инклюзивному-ресурсного центра (сопровождение ребенка до 18 лет, подбор оптимального учебного заведения, помощь с дефектами речи, движениями - отправляется необходим специалист в школу, садик, ПТУ, или высшее учебное заведение)
Обращение к дирекции школы (имея на руках заключение ИРЦ вы требуете внеочередного зачисления своего ребенка)
Дирекция пишет прошение в мэрию, откуда выделяют средства на доплату учителям (20% от ставки) и оборудование рабочего места ребенка (35% от бюджетного минимума, выданного именно на одного ребенка государством)
Помогаете в социализации вместе с учителями (родители имеют право личным ассистентом ребенка, при условии подачи заявления, вас регистрируют как штатного работника, но в отличие от учителей не платят)
Смотрите: особенные дети
Ассистент учителя и ассистент ребенка
Очень интересные должности, кстати, о которых школы, судя по опыту слышали, и одним вузом. В свое время законодательно признали, что ассистента педагога требуют немало детей с особыми образовательными потребностями. С тех пор эта деятельность пользуется большим спросом.
Ассистент учителя - человек, который помогает гармонизировать работу класса (17-30 учеников) и ребенка с особыми образовательными потребностями. К примеру, всех школьников следует готовить к общению и взаимопомощи, понимать специфику проблем их одноклассника. А ему следует помогать влиться в общую работу, давать посильные задания, презентовать результаты. Такая помощь требует меньшей квалификации, чем у учителя, не нужно высшего педагогического образования.
Достаточно ВНО и 120-часовых курсов. Однако ассистент учителя не имеет права вести уроки или адаптировать программу, а лишь выполняет адаптационные задачи учителя.
Совсем другая должность - личный ассистент ребенка, обычно работает пенсионер или студент, который помогает именно школьнику - воспринимать задачи (например, недостатков слуха или ментальных нарушений), придерживаться общепринятых правил поведения, успокаиваться (скажем, за аутизма). Об этом виде помощи родители должны позаботиться сами: оплачивать ассистентов ребенка или обратиться в благотворительные фонды (в большинстве случаев финансируют именно они).
Смотрите: инклюзивное образование в Италии
Что не так с новыми правилами?
Конечно, как почитаешь законы, охватывает радость за детей - на наконец, смогут нормально учиться, но не все так просто. Поясним на нескольких примере. Три года подряд одна из мам, которая воспитывает ребенка с аутизмом, отправляет ее в садик Деснянского района столицы.
Там воспитатели когда предложили ей перейти на инклюзивное обучение. Мама обрадовалась, побежала к ИРЦ, там посмотрели на ребенка: "ну все с вами ясно" и отправили в спецкласс. Коротко: спецкласс - это принцип "отдельно от всех", а инклюзия - это как раз "все со всеми". То есть независимо от сложности школа может сформировать группу не более трех детей в одной. Там будут и дети, которые передвигаются на коляске, и школьники (или студенты) с синдромом Дауна. Не важно.
ИРЦ тогда еще переживала времена начала реформ, боялись расформирования, поэтому "нянчиться" с мамами не хотели. Работали по известной схеме, и это было выгодно, потому что специальные классы активно финансирует город. А вот на инклюзии деньги выделяются в обрез. Каждый для воспитатели таких детей брать не решаются. И как эта киевлянка, немало.
Родителям надо знать:
Ваш ребенок может учиться в саду, школе, ПТУ, институте, государство предусматривает все
Многие меценаты могут согласиться помочь вам и профинансировать обучение
Дети имеют право участвовать в деятельности вне учебы (летние лагеря при школе, оздоровительные лагеря - с вами едет специалист и многое другое)
Если мэр города не выделил средства, перейдите на индивидуальное обучение до конца года. Закажите финансирования обращением на следующий год, за это время вашему ребенку подготовят место и специалиста. Преимущественно бюджет урезают летом, так как последние шесть месяцев более затратные, поэтому старайтесь прийти раньше)
Не бойтесь обращаться в высшие конролюючи органы (Управление образования, Министерство образования и науки)
Привлекайте волонтеров (специалистов на всех не хватает, а студенты педагогических заведений согласятся для практики. Кроме того один педагог или воспитатель при желании может пройти несколько курсов и за получение вознаграждения от государства работать "за троих" - в идеале, это возможно. Хотя пока система недоработанным)
Дирекция учебного заведения не имеет права (!!!) вам отказать. Запаситесь аргументами по законодательству, поверьте, это сработает.
Смотрите: Инклюзивное образование. Как воспитывать и обучать детей с особыми потребностями
Перспективы инклюзивного принципа в высшей школе
По статистическим данным с 2500000 студентов отечественных учебных заведений I-IV уровней аккредитации, не более 10000 - люди с особыми потребностями. На практике это менее 1% от общего количества людей с инвалидностью трудоспособного возраста (до 40 лет).
Единственное, на что сегодня смог правительство - включение в перечень категорий, получают так называемые "социальные стипендии" детей с инвалидностью I-III групп. Остальные вопросы решаются в формате администрации отдельных вузов или местной власти. В частности, некоторые украинские вузы даже декларируют определенную специализацию работы с отдельными группами людей с инвалидностью.
Например Киевский политехнический институт декларирует эффективность работы со студентами с недостатками слуха. Национальный педагогический университет им. Драгоманова одним из первых в Украине начал разрабатывать целевые учебные программы для студентов с инвалидностью (Научно-методический центр образования и социальной реабилитации лиц с ограничениями жизнедеятельности).
Долгое время была попытка создания даже специализированного вуза, который бы работал прежде всего в сфере инклюзивного образования.
Ежегодно в университете обучается около 6% студентов с инвалидностью, тогда как по Украине - около 0,04%. Наибольшую группу среди них составляют студенты с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха, зрения и заболеваниями нервной системы.
Этот вуз пошел путем заключения специализированных соглашений о сотрудничестве (а соответственно и финансирование) с рядом представителей местных властей. В частности так было в Киеве, Николаеве и Киеве. Об этом случае немного ниже. Скажем лишь, что во всех этих случаях, целевая сотрудничество с местными властями сопровождалась скандалами.
Однако по официальной статистике, большинство студентов с инвалидностью учится все же в государственных вузах - 55%. И только 27% людей с инвалидностью учится в различных частных учебных заведениях I-IV уровня аккредитации.
Что дальше?
По скромным прогнозам, все должно "наладиться" за 5 лет. По крайней мере, так утверждают законодатели. Система должна учесть все недостатки предыдущих лет, будет перераспределение финансирования на основные категории (пока не ясно, чего еще не хватает школам и институтам полностью.
Но все зависит не только от депутатов и учителей. Большая ответственность до сих пор лежит на плечах родителей. Как это ни сложно, но им придется еще долго "обивать пороги" инстанций и стучать в двери заведений с просьбой взять ребенка. Попробуйте провести воспитательные беседы в среде, куда попали малыши.
Отношение к людям с особыми потребностями также передается через реакцию учителей, поэтому им надо объяснить, почему не стоит бояться. Родительское собрание и информативные лекции помогут вам объединить усилия.
И напоследок хотелось бы показать лучший пример именно учительской, а на материнской внимания к особым детям.
Кинси Френч, преподаватель в школе для детей с синдромом Дауна в Кентукки пригласила своих учеников на свадьбу.
"Они для меня как семья. Это мой первый класс, поэтому я не могла пережить такой особый день без них", - к таким словам, кажется нечего добавить.