Об отмене действующей упрощенной системы налогообложения в Украине говорят уже давно. На этом настаивают и фискалы, и кредиторы, и иностранная команда реформаторов. В правительстве такую "необходимость" поддерживают, но рубить с плеча пока не решаются – непопулярность такого шага слишком велика. Как власть будет избавляться от "упрощенки" и к чему это может привести?

Еще в 2013 году Международный валютный фонд по просьбе правительства Украины подготовил рекомендации, в которых раскритиковал упрощенную систему налогообложения. В Фонде считают, что она стимулирует "теневую" экономику, она слишком щедра и имеет очень широкий диапазон применения. Тогда эксперты МВФ советовали увеличить нагрузку на первую и вторую группу "единщиков". А уже в новых рекомендациях Фонд предлагает запретить "упрощенку" для юрлиц.

Упрощенную систему налогообложения нужно менять, считает глава ГФС Роман Насиров. "Нечестно, что "единщики" платят 200 грн в месяц, а с наемных сотрудников даже с минимальной зарплатой удерживалось по 600 грн", - отмечал, в частности, главный фискал. По мнению экономиста-реформатора Ивана Миклоша, упрощенная система – это "рай" для налоговых уклонистов. А его коллега польский "шоковый терапевт" Лешек Бальцерович считает, что упрощенная система налогообложения позволяет крупному бизнесу не платить налоги.

Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что если единый налог отменят, то это уничтожит малый бизнес. Многие предприниматели даже не потянут расходы на администрирование и отчетность. Сегодня в Украине на "упрощенке" работают более 1 млн предпринимателей. Они создают рабочие места и платят налоги. Они работают в непростое для экономики время при отсутствии господдержки и доступных кредитов. Несмотря на это, по данным ГФС, в 2015 году поступления от единого налога составили почти 11 млрд грн, что на 3,5 млрд грн больше, чем годом ранее. Если начнется демонтаж системы, государство получит всплеск безработицы и дыру в госбюджете.

То, что систему будут менять, уже ни у кого не вызывает сомнения. Осталось понять, каким образом это будут делать, чтобы угодить и кредиторам, и предпринимателям.

Популярные статьи сейчас
"Нафтогаз" дал 9 дней: что нужно сделать даже если газ не потребляете Готовьте кошельки: украинцам через считанные дни повысят тарифы на коммуналку, что подорожает Долгов не обобраться, если забудете об этом: украинцам напомнили о важной процедуре 3G в Украине больше не будет: к чему готовят мобильные операторы
Показать еще

На днях Минфин закончил разработку и передал на рассмотрение профильного комитета Верховной Рады пакет изменений в Налоговый кодекс. В проекте никак не затрагивается упрощенная система налогообложения, она остается без изменений, уверяет министр финансов Александр Данилюк. По его словам, ключевая задача реформы - решить проблемы бизнеса путем улучшения администрирования налогов.

При этом Минфин предлагает ввести новую систему налогообложения доходов предпринимателей на основе общей системы обложения налогом на доходы физлиц. Предлагается дополнить действующую систему двумя категориями: мелкая единоличная деятельность и так называемая "смягченная" общая система.

Первая предусматривает уплату НДФЛ по фиксированной ставке для лиц, не зарегистрированых как предприниматели без права найма других лиц. К ней относятся розничная торговля, предоставление бытовых услуг населению, традиционные народные промыслы с годовым доходом до 250 размеров минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного года. Размер налога для этой категории составляет 10% минимальной зарплаты. Вторая предполагает уплату НДФЛ с прибыли - физлица-предприниматели и физлица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность. Объем годового дохода предлагают ограничить 4 тыс. минимальных зарплат. Объект налогообложения – прибыль по ставке 18%.

Среди основных изменений в налоге на прибыль - налоговые каникулы на 5 лет для предприятий, которые выбрали общую систему. Примечательно, что Минфин изменил предыдущую редакцию проекта, расширив список предприятий, которые могут попасть под льготы. Теперь ввести нулевую ставку налога на прибыль предлагается для предприятий с годовым доходом не выше 3 млн грн. Авторы проекта считают, что таким образом можно будет переманить предприятия с упрощенной системы на общую. Такую инициативу можно считать частью процесса слияния "упрощенки" с общей системой налогообложения. Минфин решительно нацелен на то, чтобы максимально приблизить их друг к другу. В итоге это может привести к тому, что предприниматель будет выбирать форму собственности, а не уровень налогообложения.

Юрист ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Юлия Лец в целом позитивно оценивает некоторые нормы законопроекта. По ее словам, среди позитивных изменений - введение новой системы налогообложения доходов от осуществления мелкой индивидуальной деятельности, налоговых каникул на пять лет для новосозданного малого бизнеса, права на амортизацию основных средств, используемых в хозяйственной деятельности, внедрение прозрачного возмещения НДС посредством единого реестра. При этом она уверена, что проект будут переписывать. "Я могу предположить, что этот законопроект вряд ли останется неизмененным, так как на данном этапе все заинтересованные лица могут подать к нему свои комментарии и предложения. Это необходимо во избежание несогласованности и учета интересов всех сторон правоотношений", - отмечает юрист.

Реформатор Миклош не верит, что действующая украинская власть способна "одним махом" избавиться от "упрощенки". "Я не вижу достаточной политической воли для таких изменений. Надеюсь, что в будущем упрощенная система поменяется… Частичная реформа - это тоже хорошо, шаг в нужном направлении. Упрощенную систему надо оставить только для действительно малого бизнеса. Не для высокооплачиваемых специалистов IT-сферы, и не для юрлиц", – считает он.

Большинство инициатив представленной налоговой реформы действительно может облегчить жизнь бизнесу, но без изменений к подходам к налогообложению, люстрации в ГФС и кардинальной кадровой реформы в этом ведомстве сделать это будет очень трудно.