Несовершенная система образования влияет на всю жизнь украинцев. Программа, по которой обучают с детства, не дает понимания причин и следствий действий. Люди не видят сути элементарных проблем, не анализируют собственные неудачи и, нередко, ищут утешение в алкоголе. Корреспонденты портала "Знай" расспросили у столичного психолога Ярослава Драба, на что реально влияет школа и нынешняя организация образовательного процесса.

Образовательная система не формирует правильного мышления у взрослых

Мышление - один из психических процессов, который характеризуется определенными компонентами, это - синтез, анализ, сопоставление, умение увидеть, обобщить. Современная образовательная система формирует неверное восприятие или неумение увидеть главное и второстепенное в процессах, неумение формировать причинно-следственные связи.

Читайте также: Как правильно выбрать профессию по темпераменту

Поясню на простом примере: на сегодня, далеко не каждый взрослый человек может пройти элементарный тест "Исключи лишнее" без ошибок. Он предназначен для проверки детей 5-12 лет. В нем дается ряд предметов, среди которых нужно найти лишний. Например, в ряде "сладкий, горький, кислый, горячий", лишнее слово - горячий, потому что характеризует не вкус, как остальные слова, а температуру. (Несколько подобных тестов можно будет пройти в конце этой статьи - ред.)

Популярные статьи сейчас
Будут большие штрафы: с какого возраста юношей ждут в ТЦК Гороскоп на 23 ноября для всех знаков Зодиака: Близнецы будут рулить субботой, Скорпионов все-таки выведут из себя Пенсионерам "навесят" новое финансовое бремя: никаких льгот не ждите Не напутайте с показаниями счетчиков в этом месяце: Нафтогаз обратился к украинцам
Показать еще

Подача материала - фрагментарная и разрушает целостную картину мира

Основная проблема подачи, что она фрагментарна, лишена целостности. Одни предметы оторваны от других, то есть среднее образование не способствует формированию правильной картины жизни. Сейчас более прогрессивные учреждения бьются над изменениями, которые могут быть введены в системе среднего образования. Например, практикуют объединение предметов. Это очень действенный способ, сложный по-своему, необычный и интересный для детей. Один из успешных вариантов - предмет Science, который преподается на английском (Наука в широком смысле - математика + физика + химия).

Советские дискуссионные клубы - пример успешного обобщения

В советское время были дискуссионные клубы или диспуты. Темы, конечно, были не актуальны сейчас: вроде "капиталистов, которые угнетают народ", однако собственно идея - интересная, для внедрения в современных реалиях. Можно пробовать во внеурочное время: собирать детей неформально для общения с предварительной подготовкой. Например берется историческая эпоха, к ней подвязываются художники, ученые, анализируется, что влияло на творчество и изобретения. Как повлияли те или иные исторические события на картину, художественное произведение. Так убивается два зайца: объединение знаний в определенную систему и поощрения детей на самостоятельную работу. Самовоспитание - это в том числе понимание того, что тебе для поступления нужны будут не только обычные знания по образовательной программе.

Оценка без объяснения: зазубрил, сдал, забыл

В Украине присутствует формализованность образования. То есть основная цель ученика - хорошая оценка, зазубрить, дать такой ответ, который хочет учитель услышать и сразу забыть. Речь идет о том, что надо отходить от таких оценок. Введение 12-тибальной системы - положительное изменение. Однако необходимо, чтобы учителя внимательно читали объяснения к оценкам. Например, 12 баллов - это оценка самостоятельной работы, не только в объеме того, что дают на уроке учителем на этом предмете. Многие этого не придерживаются, и ставят как бы "пятерку с плюсом". Можно перейти и на 100-балльную систему, но надо объяснять, из каких компонентов они состоят: работа на уроке, самостоятельная работа, посещаемость, активность итд. Это будет побуждать детей больше широко и творчески подходить к изучению предметов, возможно выражать свое мнение, создавать здоровую конкуренцию.

Отсутствие права выбора предметов

Современное образование не способствует развитию индивидуальных умений ребенка, а постоянно есть привязка к необходимости соблюдения образовательной программы с конкретными предметами, без права выбора. Ребенок, конечно, может выбирать не все. Есть и определенная база, однако должно быть и определенное количество предметов на выбор. Сейчас профильные классы в лицеях, гимназиях и спецшколах - уже определенный выбор направления: математический, экономический, гуманитарный. Однако практика эта пока лишь для избранных и только с 7-8 классов. Со старыми кадрами вероятно не получится внедрить все это, состав учителей должен обновиться - это 100%.

Кто виноват и что делать?

Образование должно формировать такое мышление, чтобы человек мог во взрослой жизни с легкостью отвечать на два вопроса - "Кто виноват?" И "Что делать?" Не только школа к этому причастна, но в том числе. Кто виноват в том, что ты чего-то не достиг? Собственную вину увидеть чисто и логично наши люди часто не умеют, ищут причины в других, здесь присутствует и психологическая самозащита и неумение систематизировать, видеть причинно-следственные связи.

Изменения в образовании уменьшили бы количество алкоголиков в Украине

Изменения в образовании повлияли бы на то, что люди научились бы правильно анализировать, и было бы меньше алкоголизации. Алкоголь разрывает нейронные связи в коре головного мозга и позволяет "зашорить" ощущение того, что что-то не так, снять так называемую доминанту в сознании (то, что является самым важным).

"Благодаря спиртному можно перестать видеть в проблемах "проблему", он притупляет недовольство собственной жизнью, влияет на остроту видения проблемы. Это - типичный пример побега: ты не что-то делаешь, а как бы просто соглашаешься с ситуацией", - подытожил для "Знай" психолог.

Тест №1

Методика "Исключение лишнего"

Задача - найти, что из этих четырех слов лишнее в ряду, не относится к определенной категории.

1) Лампа, фонарь, солнце, свеча.

2) Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

3) Собака, лошадь, корова, лось.

4) Стол, стул, пол, кровать.

5) Сладкий, горький, кислый, горячий.

6) Очки, глаза, нос, уши.

7) Трактор, комбайн, машина, сани.

8) Париж, Киев, Днепр, Минск.

9) Шум, свист, гром, град.

10) Суп, кисель, кастрюля, картофель.

11) Береза, сосна, дуб, роза.

12) Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

Ответы: 1) Солнце, 2) Шнурки, 3) Собака, 4) Пол, 5) Горячий, 6) Очки, 7) Сани, 8) Днепр, 9) Град, 10) Пан, 11) Роза, 12) Помидор.

Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов правильных ответов; хороший - 5-6, низкий - 1-5 верных ответов.

Тест№2 (онлайн по ссылке)

Тест на мышление "Найди лишнее слово"