Когда в Русской православной церкви объявили о запрете игры Pokemon Go в церквях и храмах, это казалось очень забавным. Ведь не будут же серьезные люди, христиане, всерьез бороться с виртуальными зверушками, которые не существуют в реальности. Оказалось, что будут. И первой жертвой этой абсурдной борьбы стал видеоблогер Руслан Соколовский, который ловил покемонов в храме и снял это на видео. Портал "Знай.ua" разобрался, чем же православным иерархам так не угодили покемоны.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяБорьба с бесами
Для начала несколько о слов о самой игре Pokemon Go. Православная церковь всегда относилась к видеоиграм, мягко говоря, настороженно. Регулярно тот или иной священник выступал с заявлениям, в которых призывал молодежь не тратить время на виртуальные развлечения, которые, может, и не являются дьявольскими сами по себе, но явно отвлекают от духовного развития.
Pokemon Go – это не просто игра, это – игра в дополненной реальности. То есть для того, чтобы игрок поймал заветного зверька, ему необходимо перемещаться по городу в реальности. Игрок "захватывает" реальные городские объекты, побеждая чужих покемонов и оставляя там своих. Кроме того, полезные для игры предметы можно получать в "покестопах", до которых тоже необходимо дойти ногами в реальном мире.
Естественно, иногда такие игровые точки оказываются на территории охраняемых объектов, куда попасть невозможно. Никто не будет пытаться попасть без пропуска на военный объект, чтобы поймать там покемона, это очевидно. Но вот с храмами дело обстояло иначе. Ведь они не являются секретными объектами и не имеют никакого контрольно-пропускного режима. Церковь сама агитирует население посещать храмы как можно чаще. И первой реакцией пресс-службы синодального отдела по делам молодёжи РПЦ была именно робкая надежда, что игра в покемонов в храме сможет заставить кого-то из игроков заинтересоваться православием.
Но это, судя по всему, эта точка зрения не нашла отклика у высших церковных иерархов, и вскоре было официально объявлено, что ловля виртуальных монстров на территории церквей будет квалифицироваться по ст. 148 УК РФ "Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий" и караться сроком до трех лет.
Видеоблогер Руслан Соколовский не поверил в то, что такое возможно и решил проверить, действительно ли за игру могут судить. Теперь он согласен просить прощения у РПЦ и даже поработать на церковь бесплатно, лишь бы его выпустили из СИЗО.
Вдвойне странно то, что за такое вообще судят. Ведь, фактически, играть в Pokemon Go – это значит просто ходить по храму со смартфоном в руке и тыкать пальцем в экран. В этом и состоит суть игры, если смотреть на игрока со стороны. Получается, что в церквях пользоваться телефонами запрещено в принципе? Но почему тогда депутаты, чиновники и прочие известные люди часто позволяют себе делать во время молебнов селфи и вообще фотографировать там что-то?
Можно сделать вывод, что запрещая использовать телефон именно для игры в Pokemon Go, православная церковь признает реальность существования этих самых покемонов. Других объяснений для такой реакции на невинные развлечения нет.
А что в других церквях?
Среди христианских церквей единства мнений в отношении Pokemon Go нет. Пока РПЦ пытается бороться с этими виртуальными "бесами", их западные коллеги смотрят на этот вопрос иначе.
Большая часть прогрессивных протестантских церквей не просто не запрещают ловить монстров в своих церквях, но даже это поощряют. Баптисты считаю, что главное – чтобы молодые люди в храм пришли, а там могут и заинтересоваться религией. А даже если не заинтересуются, то ничего страшного. Беды в этом в любом случае не будет.
Католическая церковь тоже не против игроков в Pokemon Go. Какой-то общей позиции по этому поводу у Ватикана нет, но священники как правило не против того, чтобы вы зашли в храм и поймали пару покемонов. Например, отец Райан Кауп из города Линкольн, что в Небарске, наоборот очень рад такой хорошей возможности привлечь детей и молодежь к католицизму.
"Я узнал, что мой приход — это покестоп, когда скачал игру. Просто я услышал от группы детей после мессы, что они поймали здесь, в коридоре, чармандера. Я считаю, что Pokemon Go — это прекрасная возможность пригласить людей к молитве. Думаю поставить снаружи табличку: "Покестоп. Зайди и скажи привет!", - написал он в социальных сетях.
Схожего мнения придерживаются и в, например, Большой хоральной синагоге Санкт-Петербурга, где недавно студенту за успешную ловлю покемонов подарили бутылку кошерного вина. Пресс-секретарь синагоги Анна Бродоцкая отметила, что синагога – это не только храм, но и место для собрания людей, их разнообразной активности. И ничего плохого в том, чтобы иногда поиграть там в виртуальную игру, нет.
Особняком в вопросе отношения к Pokemon Go стоит ислам. В некоторых мусульманских странах, таких как Саудовская Аравия, игра была запрещена сразу после выхода. Более либеральные исламские богословы считают, что в самой игре плохого немного, хотя, как и любое другое развлечение, она отвлекает человека от веры. Но в мечети играть в нее не получится в любом случае, ведь там действуют слишком строгие правила поведения и молитвы. Игроки будут банально отвлекать людей, которые пришли помолиться, так что искать покемонов там – не лучшая идея.
Выводы
Такой большой разброс мнений различных церквей относительно Pokemon Go очень наглядно показывает, какие конфессии готовы меняться и развиваться вслед за обществом, а какие предпочитают оставаться фундаменталистами. Виртуальна игра никак не может повлиять на веру человека или ударить по репутации церкви. А вот неадекватная реакция и поведение, которое в частности демонстрирует Московский патриархат, в конечном итоге повредит самой церкви. Ведь окружающим будет понятно, что в храме, где готовы отправить человека в тюрьму за невинное развлечение, добром и всепрощением даже не пахнет.
Владислав Тесленко, социолог: "Православная церковь нашла удобную мишень для борьбы"
"Если говорить о РПЦ, то это на данный момент одна из самых реакционных христианских церквей, которая помимо прочего еще и является идеологическим предбанником путинского государства. Ну, а игра про покемонов - действительно революционный медийный продукт. Она как бы осуществляет интеграцию реальности и виртуальности, выводит само представление о компьютерной игре на принципиально новый уровень.
Таким образом, игра про покемонов становится очень легкой мишенью "борьбы с демонами". В то время как РПЦ явно отрабатывает "госзаказ" на такую борьбу, не переходящую, правда, в непосредственный экзорцизм, дабы не шокировать массовую публику (не исключение, что до этого дойдет лет через 7). Так что в рамках общественно политического поля, которое "осваивает" РПЦ, выбор покемонов в качестве объекта "крестового похода" достаточно логичен."