Сегодня, 27 июля легендарной актрисе Фаине Раневской исполнилось бы 122 года. Она подарила миру множество комедийных ролей, но всю жизнь мечтала о серьезном кино и драматических спектаклях.

Коллеги-современники называли Фаину Раневскую "королевой второго плана", а потомки  – одной из величайших русских актрис XX века. Передает Мир24.

Самые остроумные изречения актрисы, которые помогали ей справиться с одиночеством, жизненными трудностями и оборотной стороной славы.

Талант - это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности. 

Фанни Гиршевна Фельдман родилась в еврейской семье влиятельного таганрогского фабриканта и, на первый взгляд, была счастливым ребенком. Она росла в достатке, окруженная любовью братьев и родителей, училась в элитной женской гимназии, брала индивидуальные уроки фортепиано, пения, иностранных языков и грамматики у лучших преподавателей города. 

В возрасте всего 13 лет Фаина после просмотра спектакля "Вишневый сад" серьезно заинтересовалась кинематографом и театром, так что решила заочно сдать экзамены в гимназии и учиться на профессиональную актрису. Практичный отец Гирш Хаимович Фельдман не понял этого стремления дочери и на долгие годы разорвал с ней отношения. В результате в 1915 году Фанни без гроша в кармане с единственным легким чемоданом вещей уехала в Москву. 

Сняться в плохом фильме - всё равно что плюнуть в вечность.

Новая московская жизнь быстро увлекла молодую актрису. На деньги, которые ей тайком дала мать, Фанни сняла маленькую комнату на Большой Никитской и быстро влилась в круг легендарных поэтов двадцатых годов: познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, а также знаменитым артистом Василием Качаловым, в которого долгое время была влюблена. 

Получаю письма: "Помогите стать актером". Отвечаю: "Бог поможет!" 

Преподаватели столичных театральных училищ таланта Фельдман не признавали. Пропасть в Москве Фанни не дала актриса Екатерина Гельцер, которая порекомендовала ее в Малаховский летний театр для работы в массовке. В 1916 году актрисе предложили место в Керченском театре, где она должна была играть "героинь-кокет", но о более важных ролях речи не шло - как и возможностях самостоятельно обеспечивать себя. 

Из воспоминаний Раневской: "Я получила деньги, и когда мы выходили из массивных банковских дверей, порыв ветра вырвал у меня из рук купюры - всю сумму. Я остановилась и, следя за улетающими банкнотами, сказала: - Жаль денег, зато как красиво улетают! - Да ведь вы Раневская, - ответил мне спутник. - Только она могла так сказать!". Именно чеховская героиня из "Вишневого сада" вдохновила молодую актрису на создание своего театрального имени. Так Фанни Фельдман стала Фаиной Раневской. 

Вы знаете, что такое сниматься в театре или кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию. Поэтому я и не признаю слова "играть". Играть можно в карты, на скачках или в шашки, а на сцене нужно жить.

До начала 30-х годов карьера Раневской шла непросто: она играла в театрах Кисловодска, Ростова-на-Дону, Феодосии, работая в основном с сюжетами русских и зарубежных классиков в пьесах "Вишневый сад", "Ревизор", "На дне", "Гроза", "На всякого мудреца", "Без вины виноватые", "Женитьба" и др. Лишь в 1931 году к 35-летней актрисе пришла первая слава: она снова вернулась в Москву для игры в спектакле "Патетическая соната".

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.

Четыре года спустя Фаина ушла в Центральный театр Красной Армии, где более пяти лет исполняла роли свахи в пьесе "Последняя жертва", матери в пьесе "Чужой ребенок" и Оксаны в "Гибели эскадры".

 

Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению. 

По словам близких друзей, начинающая актриса сильно комплексовала по поводу своей внешности, чем и объясняла многие неудачи в профессии. У нее были очень выразительные, но как позже говорила сама Раневская, "некиношные" черты лица: крупный нос, большие темные глаза с поволокой и густые брови - и это в те времена, когда женщины выщипывали "ниточки". Кроме того, она была очень высокой (1,80 м) и поэтому все время должна была строго следить за фигурой, чтобы не выглядеть грузно. По этому поводу она много шутила, особенно в разговоре с мужчинами.

Я заметила, что если не кушать хлеб, сахар, жирное мясо, не пить пиво с рыбкой - морда становится меньше. Но грустнее.

Ее пригласили на роль госпожи Луазо в фильме "Пышка", причем французскому писателю Ромену Роллану исполнение Раневской настолько понравилось, что ленту показали в Париже. В 1940-м году Фаина Раневская исполнила роль Розы Скороход в социально-психологической драме "Мечта".

С началом войны актрису эвакуировали в Ташкент, где она жила до 1943 года. Сразу после возвращения ей предложили роль Мамаши в фильме "Свадьба" режиссера Исидора Аннеского, где она работала на одной площадке с Михаилом Пуговкиным, Осипом Абдуловым, Зоей Федоровой и Михаилом Яншиным. Уже в 1947 году на экраны вышла комедийная лента Григория Александровна

В том же году актриса дебютировала в детском кино, снялась в роли злой Мачехи для сказки "Золушка" режиссера Надежды Кошеверовой. Автором сценария был Евгений Шварц, который позволил Раневской вставлять свои реплики, благодаря чему роль Мачехи стала одной из лучших комедийных ролей актрисы. Однако настоящую популярность Фаине Раневской принесла комедия "Подкидыш", где она произнесла крылатое и знаменитое на всю страну: "Муля, не нервируй меня".  

Думайте и говорите обо мне все, что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши? 

Однако если зритель был безоговорочно влюблен в Раневскую на сцене, отношения с коллегами по площадке у актрисы складывались неважно. От едких шуток актрисы доставалось и знакомым, и друзьям, и начальникам Фаины Георгиевны. В начале 50-х, когда она перешла в Театр имени Моссовета, ее работа с режиссером и другими актерами постоянно сопровождалась скандалами. Искрометный юмор и талант Фаины Георгиевны нередко превосходил талант ее руководителей, например, готовясь играть эпизодическую роль в спектакле "Шторм", она почти полностью переписала сценарий и представила образ совершенно по-новому. 

Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги? 

Как и с коллегами по съемочной площадке, отношения с мужчинами у Фаины Георгиевны не клеились. За всю свою долгую жизнь актриса никогда не была замужем и не имела романтических отношений. Ближайшей подругой Раневской была актриса Павла Вульф, внук которой называл Фаину Георгиевну бабушкой, уже с детства понимая, насколько одинокой была всенародная любимица. 

 

Не можете никак понять, нравится ли вам молодой человек? Проведите с ним вечер. Вернувшись домой — разденьтесь. Подбросьте трусы к потолку. Прилипли? Значит нравится.

Одним из немногих, по-настоящему близких друзей Раневской был театральный режиссер Соломон Михоэлс, который был убит в 1948 году сотрудниками Министерства государственной безопасности СССР по личному указанию И. Сталина. За несколько месяцев до его кончины Фаина Георгиевна посвятила ему такие слова: "Есть люди, в которых живет Бог, есть - в которых дьявол, а в основном есть люди, в которых живут только глисты. Так вот, в Вас живет Бог!". 

Жизнь проходит и не кланяется, как сердитая соседка.

Народная артистка СССР Фаина Георгиевна Раневская скончалась летом 1984 года в Кунцевской больнице Москвы от инфаркта и пневмонии, не дожив месяца до своего 88-летия. Последние годы она жила в одиночестве с собакой по имени Мальчик, которую она однажды подобрала на улице возле первого места ее работы - Московского Камерного театра на Тверском бульваре. 

Напомним, интересные факты из жизни матери Терезы.

Как сообщал портал "Знай.ua", даты кончины многих знаменитостей врезаются в память поклонников навсегда, а их последние слова разбирают на цитаты и используют, как девизы по жизни. О некоторых мы расскажем.

Также "Знай.ua" писал, что сделала великая Коко Шанель для мира моды.