Премьеры фильма «Матильда» режиссера Андрея Учителя в России ждали, как Апокалипсиса. Еще до выхода ленты православные верующие обещали не допустить, всех убить, а кинотеатры сжечь. И, что характерно, поджигать пытались, правда, не совсем удачно. Опыт терактов у них пока небольшой.
Но фильм вышел, и мир не рухнул. Более того, оказалось, что «Матильда» - это не такое уж и сильное кино, которое больше напоминает «мыльную оперу», чем историческую провокацию. В чем же там было дело? И как ситуация вокруг «Матильды» характеризует современное российское общество?
Богатые тоже плачут
Романтические отношения балерины Матильды Кшесинской и тогда еще цесаревича Николая, в общем-то, не секрет для историков. Да, не до конца понята степень близости молодых людей, и, что самое важное, продолжали ли они встречаться после помолвки Николая и Алисы Гессенской, будущей императрицы Александры Федоровны. Но сам факт романа никто не скрывал, ни тогда, ни сейчас. Поэтому, не совсем понятно, что истовые верующие так рьяно отрицают.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Как известно, Николай долгие годы вел подробный дневник, куда записывал каждую мелочь, вплоть до подстреленной на охоте вороны. Матильда тоже вела дневник. Из этих записей мы и знаем, в общих чертах, как развивался роман.
Познакомились они еще в 1890 году, когда Николаю было 22 года, а Матильде 17. Еще пару лет цесаревич ходил в театр, где она выступала. И, как сам отмечает, к 1892 году окончательно влюбился. Но влюбился странно. Уже тогда Николай донимал предложениями жениться Алису, внучку, между прочим, британской королевы Виктории. Но та пока не хотела переходить в православие, так что вопрос завис в воздухе.
В фильме историю отношения Николая к Матильде и Алисе сильно упростили, превратив в легкий драматический сюжет. Вот есть Матильда, ее цесаревич любит. А вот есть Алиса, на которой он обязан жениться, семья настаивает. Влюбленные вынуждены расстаться, ведь долг зовет будущего императора. Пафосно. Красиво. Не правдоподобно.
На самом деле, все было куда сложнее. Император Александр III, отец нашего героя-любовника, и его супруга Мария Федоровна хотели, чтобы сын сделал предложение дочери графа Парижского, Елене Луизе Генриетте из Орлеанской династии. Но Николая упорно забрасывал письмами Алису. При этом, не забывая про Матильду.
Не исключено, что Николая изначально понимал – жениться на Матильде вряд ли получится, будущему императору нужна невеста королевских кровей. Но пока Алиса думала, решил не сидеть, сложа руки. Лучше ведь синица в руках.
Любовь не так уж зла
Примечательно, что Николай все реже упоминает Матильду в дневниках еще до того, как Алиса Гессенская согласился с ним обвенчаться. Хотя еще зимой 1893 году их отношения перешли на новый уровень, в интимном плане.
«Вечером полетел к моей М. К. и провел самый лучший с нею вечер до сих пор. Находясь под впечатлением её — перо трясется в руках!», - писал цесаревич в дневнике.
Но уже спустя пару месяцев балерина все реже возникает на страницах дневника, свидания становятся редкими. 8 апреля 1984 года Алиса дает согласие на свадьбу, и с тех пор Матильда из дневника Николая пропадает окончательно.
Сама Матильда после этого из высшего общества не исчезла, была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. Родила сына от, предположительно, первого князя, но замуж в итоге вышла за второго, уже в эмиграции, в 1921 году.
Вообще, не похоже, чтобы в этой истории был такой уж сильный надрыв, как показали авторы «Матильды». Не исключено, что все участники событий прекрасно понимали, что происходит, на что они идут, и кто в итоге с чем останется. Николай просто развлекался с красивой балериной, сама Матильда вела себя, как «светская львица», имеющая знатных любовников.
Возможно, конечно, что на каком-то этапе кто-то и влюбился, этого мы наверняка знать не можем. Но никакой роковой истории любви не случилось.
Гнев «божий»
Почему же тогда патриотическая общественность в России так возбудилась из-за этого фильма? Ведь, по сути дела, фильм показывает куда более человечный образ русского царя, чем на самом деле.
Ответ на этот вопрос лежит в двух плокостях. С чисто религиозной точки зрения, ситуация вокруг «Матильды» показывает, что многие русские православные достаточно скверно знакомы с канонами собственной религии. Как отмечал опальный ныне диакон РПЦ Андрей Кураев, святые святым рознь. Церковь официально никогда не признавала Николая «полноценным» святым. Он, на церковном языке, является страстотерпцем, то есть «святым последнего дня жизни», мучеником. Всю остальную жизнь он вполне мог жить грешно, никто официально не утверждает обратного. Поэтому и никакой «хулы на святого» в данном случае быть не может.
Вторая плоскость вопроса – это та культура ненависти, которая сложилась в России за последние годы. Если безнаказанно нападать на другие страны и вести варварскую внешнюю политику, то общество меняется и внутри страны. Злоба, которую и РПЦ, и Кремль породили и взрастили своей политикой, дает свои плоды. Озлобленным гражданам уже не интересны церковные каноны и здравый смысл. Им нужно жечь, убивать, наказывать.
Поэтому режиссеру Алексею Учителю, который в 2014 году поддержал оккупацию Крыма, не стоит удивляться, что теперь искаженные ненавистью лица повернулись в его сторону. А нам остается только надеяться, что в дальнейшем российская культура ненависти будет процветать только в пределах границ самой России.