Повесть Николая Гоголя «Тарас Бульба» абсолютное большинство из нас знает еще со школы. Но кто, будучи школьником, вникает в программу по литературе? Ведь всегда найдутся куда более интересные занятия. Между тем, вокруг этой повести до сих пор остается немало тайн и загадок, на которые можно поискать ответы. Попробуем это сделать.
Прототип
Мало кто знает, что у гоголевского полковника Тараса Бульбы был свой вполне реальный прототип. По фамилии, что интересно, Гоголь. Более того, казак Остап Гоголь даже приходится Николаю Васильевичу дальним предком. Так что писатель, в какой-то мере, вдохновлялся историей собственного рода.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
О детстве и молодых годах Остапа нам ничего не известно. На исторической арене он возникает вместе с началом восстания Богдана Хмельницкого, как ротмистр в кавалерии польского воеводы Самуила Калиновского. Достаточно быстро казаки Калиновского во главе с Гоголем перешли на сторону восставших.
В последующий событиях полковник Гоголь принимал крайне активное участие. В основном, по административной части. Именно ему историки приписывают создание боеспособной армии и эффективных военно-административных институций на Правобережной Украине. Даже после того, как польский король пообещал на наказывать своих бывших офицеров, перешедших на сторону Хмельницкого, Гоголь остается с запорожцами, освободив от поляков Подолье.
После смерти Хмельницкого среди казаков начинаются брожения. Некоторые возвращаются на службу к полякам, другие ждут помощи от московского царя. Остаются и принципиальные сторонники независимости. Именно в этот период и начинается та часть биографии Гоголя, которая стала основой для «Тараса Бульбы».
Нет, никто из его сыновей не предавал Украину из-за любви к польской панночке, а сам Гоголь не убивал своих детей. Но двух его сыновей польский гетман Потоцкий достаточно долгое время держал заложниками в Львове, шантажируя Гоголя. Именно поэтому полковник был вынужден периодически помогать поляками в войне против казаков Правобережья, периодически восстававших против Речи Посполитой.
В 1671 году, после того, как Остап опять попытался вырваться из-под власти поляков, будущий король Ян Собеский взял штурмом Могилев, где и был убит один из сыновей Гоголя. Конечно, его убивал не отец. После этого Остап, сломленный смертью сына, окончательно переходит на сторону поляков и получается грамоту на владение селом Вольховец на Хмельниччине.
Именно эта грамота спустя сто лет попала в руке деда Николая Гоголя, Опанаса Демьяновича. И именно рассказы деда и отца о славном предке, зародили в молодом писателе интерес к истории своего рода. Уже в Нежинском лицее Гоголь по крупицам собрал информацию о жизни своего предка, которые и легли в основу «Тараса Бульбы».
Гоголь и цензура
Известно, что у повести было две редакции, которые в корне отличались друг от друга. Очевидно, что первый текст «Тараса Бульбы» 1835 года сильно не понравился русской имперской цензуре. Ведь там образ самого Тараса получался достаточно бунтарский и принципиально украинский.
Поэтому во второй редакции 1842 года автору и пришлось вложить в уста казацкого полковника слова о «величии русского народа» и единстве с ним. А Украина была заменена на «южную Россию». Гоголя не стоит винить за это, он был всего лишь простым писателем против огромной репрессивной машины, которая могла похоронить его творческие замыслы в один момент. А то и его самого, вместе с замыслами. Но сам случай, конечно, показательный.
Гоголь – антисемит?
Вскоре после публикации повести на Гоголя посыпались обвинения в антисемитизме. Сыпались они и потом, после смерти писателя. Публицист и лидер правого сионизма Владимир Жаботинский говорил, что «ничего подобного по жестокости не знает ни одна из больших литератур».
Да и по нынешним меркам текст «Тараса Бульбы» действительно кажется чрезмерно жестоким и нетерпимым к евреям. При этом сам Николай Васильевич антисемитом не был, поэтому вопрос о том, почему он с таким весельем описывает сцены еврейских погромов, остается открытым.
На этот счет есть разные мнения. С одной стороны, писатель вполне мог просто хотеть показать нравы того времени, когда антисмеитизм был чем-то само собой разумеющимся.
Но с другой, все может быть намного сложнее. Ряд литературоведов, в том числе, и, например, Михаил Эдельштейн, считают, что Гоголь просто писал классический античный героический эпос. А в эпосе, по законам жанра, главных героев должны окружать враги и подлецы. Ведь не только евреев рубают казаки Бульбы. Под раздачу попадают и татары, и поляки, и, в целом, все, кроме самих запорожцев. Условности жанра, ничего не поделаешь.
Античные мотивы у Гоголя заметны не только в стилистике, но и в сюжете. Фактически, он объединил реальную биографию своего предка с древнегреческим мифом о прорицателе Лакооне и двух его сыновьях. Согласно мифу, Лакоон пытался спасти Трою от хитрости греков со знаменитым Троянским конем. Но в планы богов это не входило. Действия Лакоона в итоге приводят к тому, что бог Аполлон посылает двух змей убить детей прорицателя, а потом и его самого.
Ловко переплетая античный миф с историей национально-освободительного восстания, Гоголь написал настоящий героический эпос о борьбе, личном выборе и превратностях судьбу. А эпосы, как правило, об этом и повествуют.