Сравнение современной политики Российской Федерации и Третьего Рейха многие считают преувеличением. Действительно, новой мировой войны пока еще нет. Но некоторые события, происходящие в современной России, покажутся очень знакомыми любому, кто знает историю Германии первой половины ХХ века. Исторические параллели – дело неблагодарное, но и осечку они дают крайне редко.
Геббельс и «Матильда»
Вряд ли кто-то ожидал, что новый фильм Алексея Учителя «Матильда» вызовет такую бурю протестов среди верующих граждан. Во-первых, сам Учитель – режиссер вполне сервильный и удобный для Кремля. Оккупацию Крыма поддержал, оппозиционных мыслей не выражает. А, во-вторых, по утверждению известного диакона Андрея Кураева, «Матильда» - лента вполне православная и великодержавная. Просто, помимо тоски по «Великой России» и «хрусту французской булки» содержит и крайне неприглядный эпизод из жизни царя Николая II – интрижку с балериной Матильдой Кшесинской, вокруг которой и вертится сюжет фильма.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
При этом сам Николай в финале делает выбор в пользу законного брака с Алисой Гессен-Дармштадтской, будущей императрицей Марией Федоровной. Казалось бы, зачем протестовать против такого фильма, тем более снятого прокремлевским режиссером? Дело в том, что аппетиты консерваторов всегда растут, и растут крайне быстро. Царь должен быть святым даже в мелочах. Поэтому православная общественность и взбунтовалась. И бунтует не в шутку, несколько кинотеатров уже чуть не сожгли. Теперь показы «Матильды» в разных городах России начали быстро отменять, а специальный комитет Государственной Думы должен посмотреть фильм и вынести свой вердикт. Не исключено, что лента будет запрещена.
Удивительно, но в прошлом веке подобная ситуация уже случалась. И именно в Третьем Рейхе. В 1930 году на экраны немецких кинотеатров вышла американская экранизации романа Эриха Марии Ремарка «На западном фронте без перемен», получившая, кстати, двух «Оскаров». Сам роман вышел в печать за год до этого.
Нацисты тогда еще не были у власти, но уже получили места в Рейхстаге по результатам выборов. На страницах их газеты «Фелькишер Беобахтер» роман Ремарка о Первой мировой войне активно клеймился, как вредный для немецкой молодежи. А показы экранизации в кинотеатрах нацисты решили срывать. Дело было поручено будущему министру пропаганды Йозефу Геббельсу.
Если верить воспоминаниям режиссерки Лени Рифеншталь, премьеру фильма он сорвал достаточно оригинальным образом – запустил в зал кинотеатра мышей, вследствие чего немецкие дамы подняли страшный крик и выбежали из зала. Следующие показы уже срывались куда более грубо. Геббельс просто заходил в кинотеатры вместе с нацистскими штурмовиками, которые жгли дымовые шашки, кричали и угрожали посетителям.
Так продолжалось пять вечеров подряд, а после нацисты обратились к президенту Гинденбургу с требованием запретить фильм. Президент пошел на поводу у фанатиков, и в итоге «На западном фронте без перемен» был запрещен «в связи с низким эстетическим качеством». Хотя сомнительно, что фильм, получивший два «Оскара», может кому-то показаться настолько некачественными, чтобы снять его с показов.
Нацисты торжествовали. Мысль, которую они пытались донести остальным немцам, была очень простая: «Здесь мы будем решать, что вам читать и смотреть». Спустя еще три года, когда Гитлер окончательно придет к власти, книги Ремарка будут сжигать на площадях, а сам писатель эмигрирует в Швейцарию.
Занятно, но, как и в случае с «Матильдой», нацисты явно не в курсе содержания книги. Роман был, безусловно, антивоенным, что, собственно, и не нравилось милитаристами и империалистам. Но Ремарк сам воевал на фронтах Первой мировой и знал, о чем он писал. Был даже смешной случай, когда один друг Ремарка слово в слово переписал главу из «На западном фронте без перемен» и послал ее в нацистскую газету. Нацисты оказались настолько наивны, что не только напечатали ее, но и сопроводили пояснением, что все это – абсолютная правда о войне, в отличии от писулек противного пацифиста Ремарка.
Впрочем, ни в Германии в те годы, ни в России сегодня фанатики не отличались умом и сообразительностью. Их оружие – страх и грубая сила.
Поджог Рейхстага и теракты
Кульминацией восхождения Адольфа Гитлера к власти стал поджог здания немецкого парламента 27 февраля 1933 года. В поджоге обвинили коммунистов, и Гинденбург назначил Гитлера канцлерам «ради спасения страны». Чем это в итоге закончилось, мы все хорошо помним.
По основной версии современных историков, коммунисты как раз были абсолютно не при чем. Поджог организовали сами нацисты, чтобы запугать народ и заставить его искать внешних и внутренних врагов. Например, бывший член национал-социалистической партии, который побил с Гитлером горшки еще в конце 20-х, Отто Штрассер, не сомневался в этом уже тогда. В своем автобиографическом романе «Гитлер и я» он описывает этот день так:
«Я был на станции Анхальт, когда увидел на небе отблески пламени. Я спросил у таксиста, что случилось.
«Наци подожгли Рейхстаг», - равнодушно ответил он.
Вероятно, две трети немцев догадывались, кто в действительности совершил это преступление. Ну и что это изменило? На следующий день, 28 февраля, дряхлый президент Гинденбург, который был уже не в состоянии принимать решения самостоятельно, подписал декрет «в защиту народа и государства».
Официальная версия гласила, что «Гитлер спас Германию от большевизма». Фактически же Гинденбург лично подвел законные основания под гитлеровский террор и диктатуру».
Такой метод запугивания населения с целью «закручивания гаек» удивительно напоминает теракт в метро Санкт-Петербурга, который произошел 3 апреля этого года. Следствие искало то «исламский след», то «бандеровский след», но почти всем мыслящим людям было понятно, кто и зачем организовал эти взрывы.
Для путинской России эта тактика не нова. В 1999 году, как раз перед приходом Путина к власти, произошла серия взрывов домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске. Естественно, виновными в терактах были назначены «чеченские сепаратисты». Фактически, как и в Германии в 1933-м, кое-кто заставил народ самостоятельно захотеть «сильного лидера» и «железной руки», чтобы защититься от мнимых врагов.
К чему это привело в Германии, мы знаем из учебников истории. К чему это привело в России, мы можем видеть сейчас, в режиме реального времени. Имперские амбиции Гитлера в итоге привели его к краху и самоубийству. Путин пока жив. Но это еще одна параллель, которая в истории человечества повторяется довольно часто. Жадные диктаторы редко умирают от старости в своей постели.