История жмеринчанина Ярослава Банита — это не локальная афера и не частный сбой системы, а яркий показатель того, как некоторые особи умеют наживаться на войне при помощи связей и откатов, пишет NGL Media.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяПод флагом помощи армии за годы войны вырос масштабный нелегальный рынок, где благотворительные фонды, местные чиновники и подставные «директора» обеспечивают беспошлинный завоз тысяч машин, которые затем без препятствий оказываются в коммерческой продаже. Банит создал фонд "Международный благотворительный фонд "Героям Слава", подписывал документы на ввоз авто "для ЗСУ" и получал за это по две тысячи гривен за каждую машину. На фронт техника так и не попадала — зато регулярно появлялась на авторынках.
Финал — три года условного срока. На балансе фонда, который сейчас ликвидируют, по-прежнему числятся 387 «гуманитарных» авто, что прямо нарушает закон, а штрафы за нарушения ПДД продолжают приходить почти ежедневно. Главные же выгодополучатели схемы следствием так и не установлены.
Но эта история — лишь один кирпич в огромной стене. По данным NGL Media, торговля гуманитарными авто приобрела индустриальный масштаб. С декабря 2023-го по май 2025 года в страну завезли почти 100 тысяч машин «как гуманитарку», и как минимум 4545 — только то, что удалось обнаружить в продаже на AUTO RIA. Фактический объём неизмеримо выше: часть авто продают напрямую, часть — на других платформах, часть разбирают на запчасти. До конца 2023 года вообще не существовало единого реестра, а весной 2022 года действовал льготный режим, позволявший оформлять любой автомобиль без уплаты пошлин — идеальная лазейка для последующей легализации контрабанды.
Главная роль в этой системе принадлежит не частникам, а благотворительным организациям. Абсолютный лидер — киевский фонд «Любовь Родной Земли», за которым нашли более 190 авто в продаже. Руководитель фонда Сергей Куля, ранее судимый за разбой и наркотики, отделался условным сроком за подделку документов. В списке фигурируют также МБФ «Апостола Андрея Первозванного», «Незламність.УА», «Все силы для победы!», «Вольная нация». Ни один из фондов не дал объяснений, почему гуманитарные автомобили оказались товаром. В некоторых случаях в схемах светятся и госструктуры: сельсовет Сокольников, районные военные администрации, даже представители прокуратуры, которые оформляли без пошлин новые Toyota Land Cruiser Prado.
По закону продажа гуманитарной помощи — тяжкое преступление, за которое во время войны минимальный срок — пять лет тюрьмы. На практике же — условные сроки и штрафы. Такая мягкость правосудия только подкармливает рынок. Ущерб государству исчисляется сотнями миллионов гривен: по минимальным оценкам бюджет недополучил более 570 млн гривен за полтора года.
Особый цинизм схемы — в ассортименте. Под видом гуманитарной помощи завозят не только старые автомобили, но и свежие пикапы, микроавтобусы 2023–2025 годов и даже дорогостоящие модели. Закон обязывает фонды передать такие авто конечным получателям в течение 90 дней, но на деле сотни машин годами висят на их балансе, превращаясь в серый запас для перепродажи с временной регистрацией.
Принятые Радой новые правила, которые с 2026 года вводят статус «верифицированной гуманитарной организации», теоретически способны навести порядок. Но если контроль окажется формальностью, система просто обретёт официальное прикрытие.
Ранее "Знай" писал, что казахские правоохранители разгромили ОПГ украинцев Гордиевского.
Также рассказывали про полковника, который не порывает с «кормушкой».
Ещё речь шла о теневой экономике власти и как судебные решения и схемы чиновников превращают бюджет в источник обогащения.