В БПП начали всерьез беспокоится быстрым набором политического веса Владимиром Гройсманом. За год он нашел влиятельных друзей и превратился из лояльного человека на отдельную фигуру, которая отказывается действовать исключительно в интересах Администрации Порошенко.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться"Балансирующий премьер"
Владимир Гройсман начинал свою политическую карьеру в вотчине Порошенко. Через короткую скамейку запасных и запрос после Майдана на новые лица, успешный экс-мэр Винницы быстро стал незаменимой фигурой в президентских кадрах.
Он сразу попал в правительство Яценюка на должность вице-премьер-министра по квоте БПП. А уже далее через политические рокировки БПП и “Народного Фронта” возглавил Верховную Раду. Гройсману удалось молниеносно сделать политическую карьеру в столице.
После роста общественного недовольства и неотвратимость отставки Арсения Яценюка, именно Гройсмана выдвинул БПП на нового премьера.
Когда уже все было согласовано, Гройсман долго и принципиально сопротивлялся кадровым навязываниям с обеих сторон. Дошло до того, что он отказался от должности. Однако, взяв в команду своих людей, успешный винницкий мэр таки согласился возглавить Кабмин.
Итоги работы правительства за первый год премьерства Гройсмана оценивают неоднозначно – без больших достижений и без больших потерь.
Украинская экономика, несмотря на стабилизацию и небольшой рост ВВП остается довольно уязвимой. Все предыдущие риски в энергетике, с курсом валюты, до сих пор актуальны. Правительство не смогло заложить новую философию в экономику. Зато у самого Гройсмана экономическое положение улучшилось. За год премьерства его доходы выросли. Официально он заработал на 15 миллионов гривен больше, чем в 2015 году.
В течение предыдущего года премьер обрел самостоятельность. Он с космической скоростью отдаляется от Порошенко.
Теперь Гройсман не устает повторять, что он не “человек Порошенко”, – а коалиционный премьер. Именно так, он объясняет сближение с “Народным Фронтом”,избегая конкретики.
На Банковой все-таки ждут возвращения блудного сына, но вместе с тем принимают необходимые меры по нейтрализации расширения влияния Гройсмана.
Ослабление Порошенко
За три года президент Петр Порошенко растерял свой рейтинг. Параллельно с уменьшением цифр по доверию, президент сузил политическое влияние в целом.
Потеряв “Самопомощь”, “Батькивщину” и частично “Радикальную партию”, которые покинули коалицию, большинство начало испытывать острый дефицит голосов. И теперь президентская сила вынуждена, как двигатель законодательных изменений, договариваться не только с “Народным фронтом”, но и с “Оппозиционным блоком” и внефракционными депутатами.
Каждая инициатива президента проходит теперь еще сложнее, превращаясь в большой стресс для ее лоббистов. Без карманного премьера управление страной Банковой нравится все меньше.
Проседание политического влияния заставляют Порошенко сильнее дергать за вожжи. Теперь президент хочет видеть исключительно своих людей на всех, даже мелких должностях.
На Банковой избрали стратегию ползучего наступления. Первыми это почувствовали союзники БПП по коалиции – “Народный фронт”.
Депутат Антон Геращенко заявлял, что президент решил взять курс на концентрацию полномочий, нарушая баланс власти. Наверное, нардеп имел в виду, что суды и ГПУ контролируются с Банковой и президент теперь уже позариться на их территорию
В “Народном фронте” есть своя стратегия сохранения власти. Там считают, что нельзя теперь отдавать Порошенко контроль над ни одним государственным органом. Именно поэтому “фронтовики” целенаправленно провалили голосование за Счетную палату, потому что ее главой мог стать представитель БПП.
Союз с фронтовиками
Сближение Гройсмана и “Народного фронта” не случайное. В условиях усиления президентских амбиций и желании Порошенко победить на президентских выборах в 2019 году.
“Народный Фронт” искал достойного союзника против Порошенко в команде самого Порошенко и нашел. А Гройсман в свою очередь искал способ, как ему избавиться от контроля с Банковой. Он прекрасно понимает, что дела у Порошенко с народным доверием плохи. Говоря проще – люди ненавидят президента.
Если президент не оставит старую практику управления страной, то его ждет “синдром Ющенко”, когда баллотироваться с нулевым рейтингом будет просто унизительно. Гройсман прекрасно понимает это, поэтому он не ждет светлого политического будущего вместе с Порошенко.
Понятно, что Гройсман и “Народный фронт” являются союзниками по ситуации, а не стратегическими. Они используют друг друга и у каждого свои цели.
На “Народный Фронт” ждет ребрендинг, поэтому им нужно новое лицо, которым мог бы стать Владимир Гройсман. Ведь вряд ли Арсений Яценюк сможет возглавлять эту силу формально.
Здесь кроется как раз самый большой конфликт между Порошенко и Гройсманом.
Премьер не хочет принимать осуждение общества и весь негатив на себя. Гройсман не хочет быть мальчиком для битья и показательно быть устраненным.
Гройсман уверенно смотрит в свое политическое будущее, он прекрасно понимает, если Порошенко удастся повесить на него всех собак, то это уничтожит его политическую карьеру.
Я тебя породил, я тебя и убью
“Блок Петра Порошенко” тестирует варианты, которые бы позволили им заменить премьер-министра. Смена премьера является излюбленным трюком всех украинских президентов. Леонид Кучма менял премьеров каждые полгода.
Это очень полезно для президентского имиджа. Это делает вид перезагрузки в политике. Но при любой редакции Конституции, политическую тональность задает именно президентская администрация. И только замена президента меняет политический режим.
Трюк со снятием Гройсмана, например, накануне президентских выборов мог бы частично ввести в заблуждение общество и отбелить Президента.
Сейчас парламентарии из разных фракций отрицают возможную отставку правительства Гройсмана. Большинство из них он устраивает. Однако на Банковой не оставляют мысли вернуть блудного сына или нейтрализовать его.
Для самого Гроймана сохранить собственный имидж будет тяжело. Его может спасти уход в отставку после проведения досрочных парламентских выборов. И вернуться в премьерское кресло уже имея под собой свою парламентскую силу.
Дмитрий Блюзецкий