Богдан Яременко предлагает предоставить "ДНР" и "ЛНР" статус временно оккупированных территорий
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяДипломат Богдан Яременко после своего освобождения во времена Виктора Януковича с должности украинского генконсула в Турции за поддержку Майдана создал общественную организацию "Майдан иностранных дел". Ее офис расположен в Киеве на ул. Трехсвятительской – недалеко от МИДа, где Яременко так и не восстановили в должности. Почти год он судится со своим бывшим ведомством. Хочет доказать, что решение о его отзыве из Турции было политически мотивированным.
- Я выиграл апелляционный суд. Согласно его решению, в октябре меня должны были восстановить в должности генконсула. Но МИД подало кассационную жалобу. Они хотят доказать, что с моим увольнением все было прекрасно. Их очень беспокоит, что выиграв все суды, я попрошу компенсацию.
В министерстве до сих пор почти ничего не изменилось. Первый заместитель министра, всю революцию рассказывавший иностранным послам об экстремистах на Майдане, сейчас - советник президента Петра Порошенко. Замминистра, который занимался тем же, посол в Финляндии. Единственное изменение - работа информслужбы, которая, впрочем, и при Кожаре, и сейчас держится на работе нескольких энтузиастов.
МИД возглавляет молодой министр Павел Климкин. Оцените его как профессионала.
- Климкин - несчастный человек, который попал на должность не вовремя и ничего не решает. Он неглупый, интеллектуал, но чтобы быть хорошим министром, этого мало. Климкин лишь исполнитель воли Петра Порошенко. Через вот этот синдром "исполнителей" в МИДе нет ни внешнеполитической стратегии, ни реформ.
Порошенко когда-то и сам руководил МИДом. Возможно, ему кажется, что он эту сферу знает лучше всех.
- Порошенко руководил не только МИДом, но и Минэкономики, возглавлял СНБО. Он умный человек с хорошим опытом, и его назначали на различные политические должности. На самом деле наш президент - из сферы бизнеса, хотя и имеет профильное для дипломата образование. Сформировался он как бизнесмен. Да, он владеет английским языком, быстро вступает в дискуссию, может давать остроумные комментарии. Но эти навыки еще не делают его дипломатом. Я в нем вижу бизнесмена, политика - но государственного деятеля не вижу. Государственник должен заботиться не о ближайшей выгоде, а генерировать стратегическое видение. Ни у Климкина, ни у Порошенко этого нет. Думаю, министра иностранных дел как раз и подбирали как неконфликтного человека, который будет выполнять все, что ему скажут.
Конформизм - вообще одна из типичных черт нашей дипломатии. Вы думаете, МИД влияет на Минские договоренности? Мы легко соглашаемся со всем, что нам говорят. И идем на компромиссы, даже отстаивая интересы Украины. Почему за столом мирных переговоров нет Соединенных Штатов? Нам объясняют, что не хочет Россия, и Америка тоже. Нашей позиции в этом нет.
Украинская дипломатия разрушена президентской вертикалью и добита уголовной иерархичностью периода Януковича. Полномочия МИД 20 лет все время кому-то отдавали - либо в СНБО, как это было при Горбулине, либо в администрации президентов. Вместе с функциями туда уходили также лучшие люди. Дипломатическое противостояние с России сейчас происходит преимущественно на уровне заявлений пресс-службы МИДа. Повестка дня мирных переговоров, формат участников, - все формирует Россия. А если формирует, то и результат закладывает выгодный для себя. Если мы воюем с РФ - должны быть жесткие заявления, если нет - не стоит дразнить врага. А у нас риторика военная, а дипломатические действия - нет. Нужно наконец четко артикулировать: есть на нашей территории российские регулярные части или нет? Если это война, то почему ее не объявляют? Украинским дипломатам не хватает концептуальности. Нас подхватило течение и несет куда-то. Мы ждем, когда нас или убьет или вынесет на берег.
Откуда такой дефицит концепций? Из-за того, что президент хочет все решать сам? Потому что сейчас в Украине переходный исторический этап? Или мы такой беспомощный народ?
- Всего понемногу. Эта бездарность обусловлена тем, что 23 года тому назад не начали стратегического планирования. Но и за это время мы не выработали государственной элиты, собственной "аристократии", которая из поколения в поколение несла бы одни и те же идеи и ценности. Поэтому кропотливую работу по созданию системы заменяют персоналиями. Было бы хорошо, если бы политические силы выработали стратегию реформ. Но вместо этого лучше мы возьмем иностранца, пусть он сделает. Это не сработает, потому что реформы должны идти из одного центра.
5 февраля Киев посетили трое иностранных руководителей. Переговоры Петра Порошенко с Джоном Керри были запланированы, а вот Франсуа Олланд и Ангела Меркель прибыли неожиданно. Такое нечасто случается в дипломатии.
- Первым причину такого совпадения, как ни странно, объяснил именно Керри. Он рассказал, что 4 февраля Меркель и Олланд получили срочное письмо от Путина с предложениями по политическому урегулированию ситуации на Востоке. Президенты Германии и Франции обсудили его и нашли неприемлемым. Не менее важно, они также сочли недопустимым, что Москва не передала свои предложения Киеву. Говорят, в администрацию Порошенко письмо принес Виктор Медведчук. В оперативности, с которой в ЕС были предприняты дальнейшие шаги, нет ничего удивительного. До лампочки дипломатический протокол, если гибнут люди.
Здесь не было момента конкуренции?
- Реакция официального Вашингтона на этот план была прохладной. В США отметили, что они поддерживают мирное урегулирование, но к этому плану не имеют никакого отношения. Не знаю, подходит ли здесь слово "конкуренция". Пока позиция у Европы и Соединенных Штатов совершенно одинакова: Россия является агрессором, Украина - жертва, которой необходимо помогать не оружием, а дипломатией. ЕС и Америка даже высказываться пытаются одинаково, потому что это тоже демонстрирует единство. Разница в том, что внутри США стремительно растет давление на Белый Дом касаемо поставок Украине оружия. А в Германии совсем другие настроения.
На Барака Обаму давят преимущественно республиканцы?
- Не только. Сейчас это уже и позиция большинства влиятельных экспертов, начиная с таких знаковых лиц как Збигнев Бжезинский и даже Генри Киссинджер, что вообще странно (Киссинджера ранее считали лоббистом Москвы. - Ред). Или Строуба Тэлботта, который раньше тоже имел репутацию пророссийского политика. Не говорю уже о таких давних и искренних сторонниках Украины, как бывшие послы в Киеве Стивен Пфайфер и Джон Хербст. В Конгрессе поддержка Украины одинакова у республиканцев и демократов. Просто у республиканцев есть спикеры поярче, вроде сенатора Маккейна. Демократическая партия не может плестись в хвосте, потому что им нужно выигрывать президентские выборы. Американцы живут в сильной стране и не любят слабых президентов. Поэтому жесткие рекомендации Обаме теперь дает и парламент, и Пентагон, и подчиненный ему Госдеп. Возможность Обаме и далее "придерживать" оружие с каждым днем тает.
Ситуация в Германии другая. Там нарастает недовольство кризисом. Это одна из причин, почему Меркель спешит. Она понимает: если война затянется, это может привести к внутриполитическим угрозам. Ангела Меркель совершенно искренне защищает интересы Украины, я в этом уверен. Она является тем локомотивом, который сводит все вагоны ЕС на один путь. Но сколько времени она еще сможет это делать, неизвестно.
Германии также важно сохранить свое влияние в регионе, не допустив перекоса в сторону Америки?
- Такие мотивы не являются существенными. Роль Германии в ЕС ничего не может изменить. Это мощная страна с крупнейшей экономикой, способная "вытащить" несколько государств ЕС, попавших в финансовые затруднения. Но сейчас Меркель понадобится гораздо больше ресурсов, чтобы убеждать социалистические или прокоммунистические правительства, такие как в Греции, чтобы поддерживать Украину. А конкуренция США и Евросоюза - это выдумка России.
На Мюнхенской конференции президент Болгарии Росен Плевнелиев назвал Европу декаданским образованием, которое более не пишет историю.
- О том же говорит и Джордж Сорос: "Украина является тем, чем должна была бы быть Европа". Народ Украины берет на себя ответственность. Сметает режим, воюет с сильным противником. А Европа хочет, чтобы ее не трогали и все оставалось, как было. Цена вопроса - торговля с Россией. Некоторым это кажется важнее территориальной целостности Украины. Слава Богу, не правительствам стран ЕС. Но их позиция, благодаря вмешательству пророссийских лоббистов, все время подвергается ревизии. Европейцев интересует российский рынок. Если Россия рухнет, куда Германия будет вкладывать свои деньги? Кому будет продавать дорогие Ауди, Мерседесы, БМВ? Где еще сможет "Сименс" выиграть тендер на модернизацию железной дороги? Только представьте длину и состояние РЖД! Есть в мире компания, которая может отказаться от этого контракта, рассчитанного на десятилетия и приносящего сверхприбыли?
"Декаданская" Европа переживает цивилизационный кризис, если Ауди важнее жизни тысяч людей.
- В Европе, прежде всего, экономический кризис, из которого она выходит. Если речь об инфантильности, нравственных проблемах - тогда давайте скажем, что весь мир еще хуже. Какими словами тогда оценивать Россию? Или Африку, где есть страны, в которых люди едят друг друга? В Европейском Союзе сейчас просто отсутствуют визионеры. Нет людей, которые были, когда создавался ЕС. Какая-то мелковатость политиков присутствует. Но это следствие демократии, когда политики вынуждены думать прежде о выборах, а не о каких-то перспективных проектах. Демократия не идеальная форма, но лучшая. Кризис в Европе придумала российская пропаганда, которая пытается развалить ЕС. Не дать ему "опериться". Но он консолидировался и таки оперяется. ЕС предоставил членство таким непростым странам как Румыния и Болгария. Еще и эти толком не успели интегрироваться, а на подходе уже новая волна - Балканские страны. За ними напирают Украина с Турцией.
На фоне кризисного поведения России США заговорили о создании трансатлантического экономического союза, сближающего Европу с Америкой.
- Россия хочет изолировать Америку от Европы, чтобы разбираться с каждым из них в отдельности, а не как с коалицией. Поэтому и возникла идея объединить рынки Европы и Америки. Это имеет перспективу, ведь у этих регионов одинаковые цивилизационные ценности. Это же не попытка слепить вместе такие несовместимые вещи как ЕврАзЭС и Евросоюз. Все интеграционные проекты России строятся на деньгах, которые она платит союзникам. Пока есть деньги - прекрасно, а пропадут - и вдруг эти страны больше ничего не объединяет. Совместный европейско-американский рынок интересен и возможен. Но в отдаленной перспективе. Нужно, чтобы многое сложилось - персоналии, экономическая ситуация.
Война подталкивает к этому?
- Все зависит от того, как долго она продлится. Война подталкивает к оборонительным интеграционным процессам. НАТО впервые принимает решение о создании совместных сил, которых раньше никогда не было. Создается подразделение быстрого реагирования, 5000 людей. Этого не делали даже во время холодной войны с Советским союзом. Ранее НАТО было сборной солянкой из национальных армий. Чем быстрее Россия успокоится, то менее далеко зайдут страны НАТО. Разворачиваются дополнительные военные подразделения в Польше, Прибалтике, Румынии.
Джозеф Байден в Мюнхене жаловался, что Россия за рубежом использует нечестные методы - коррупцию.
- Она ее не использует, а творит. Казалось бы, что может быть политического в торговле: на купил, ну продал. Россия избирательно допускала к операциям с газом, нефтью в Украине только тех, кому доверяла. А потом использовала купленных людей как пятую колонну. РФ нарушила важные соглашения, под которыми она подписалась. Это не просто цинично, это варварство. И так РФ действует по всему миру.
В РФ сейчас подвешенные отношения даже с сателлитами - Казахстаном, Беларусью.
- А они никогда и не были определенными! Это отношения вассала и сюзерена. Они действуют только, когда вассал слабый, а сюзерен сильный. Как только в России меньше денег, лояльность сателлитов сразу тает. Российские деньги в этих странах идут на поддержание неэффективных режимов, что тоже есть коррупцией. В Беларуси финансовая поддержка России и есть причиной существования режима Лукашенко, который фактически вне права. Ну, стабильность такого авторитаризма обманчива. Когда что-то происходит с лидером, мгновенно разрушается вся система.
Провокационные действия РФ вдоль границ стран Балтии, Литвы, Англии несут угрозу? Или это блеф?
- Это очень опасно. Полет ядерного бомбардировщика вдоль границы Англии или попытка вооружить непризнанные режимы в Абхазии и Южной Осетии могут иметь неконтролируемые последствия. Россия идет на обострение, чтобы демонстрировать свою волю к войне. Путин хочет, чтобы его боялись и считали непрогнозируемым. И ему это удается. На самом деле это лишь холодный расчет. Мне кажется, что это только игра.
До дипломатической службы вы руководили протоколом трех премьер-министров - Януковича, Тимошенко и Еханурова. Хорошо знаете "кухню" политиков. Как вам кажется, что происходит на "кухне" у Путина?
- Путин имеет абсолютную власть, которая держится на нескольких людях, которых он сам же и создал. Он контролирует страну с помощью ближайших друзей и подчиненных советников. Это дает огромный контроль, но и делает его уязвимым. Он не может выказать себя слабым в этом окружении. Именно такая система легко рушится. В России две трети ВВП принадлежит примерно 30 лицам, в Соединенных Штатах 300 тысячам. Как нанести удар по политической системе США? Да никак. А Россия в этом смысле удобный объект для манипулирования. Просто ею раньше никто серьезно не занимался, потому что не было нужно. Ну чем Россия может заинтересовать США? Только наличием ядерного оружия. Поэтому в мире нет такого игрока как Российская Федерация. В отличие от США, у нее очень ограниченный ресурс пряника. На Западе есть то, что делает его привлекательным: свобода, технологии, популярное искусство. А в России есть только нефтегазовые деньги. Поэтому доктрина "русского мира" рухнула, еще не начавшись.
Думаете, есть какая-то стратегия у Путина?
- Нет. Он блестящий тактик. Взял, и гибридными методами забрал у нас Крым. Но зачем он это сделал, он и сам не знает. Ну что он выиграл, забрав Крым? Поднял свой рейтинг? Рейтинг упадет, он не вечен. И все-равно не гарантирует Путину пожизненного правления - даже если это и было его целью. Зачем тебе пожизненное, если ты не имеешь денег на содержание Крыма? Объяснить действия Путина с точки зрения рационального мышления невозможно.
Может, это возрастной кризис?
- Некоторые из моих друзей объясняет это так: ну вот, царь! На подводной лодке плавал, на самолете летал, оленей убивал, рыбу ловил. Может, скучно стало? Все, что пожелаешь, тебе поднесут на блюдечке. Ну, человек и начала искать каких-то путей для развития. Может, он прошел какую-то эволюцию своего внутреннего "я". Подумал, что сможет больше. И захотел попробовать.
В психические отклонения у него не верите?
- Это абсолютная глупость. Просто речь идет о цинизме такого непостижимого уровня, что нормальным людям он кажется психическим заболеванием.
Об этом и Олланд сказал: "Я только что разговаривал с очень циничным человеком".
- Думаю, разговор с Путиным для интеллигентного человека, коим является французский президент, стала для него шоком. Такое гебистско-имперское мышление, как у президента РФ, опасно для здорового человека. Он же меняет границы государств, легко посылает на смерть тысячи граждан. Конечно, в их разговоре эти теми нельзя было обойти. Пять часов переговоров не бывают легкими. Друзья столько не разговаривают. Думаю, это было очень сложное и драматическое общение.
Безуспешное?
- Никто и не ожидал, что эти переговоры принесут мир. Ведь Меркель и Олланд ехали в Москву с контрпредложениями. Любой мирный план, целью которого является переход оккупированных территорий под контроль Украины, пока воплотить нереально. Украина тоже не пойдет на замораживание конфликта под ширмой "федерализации". Для Порошенко это было бы самоубийством. Мое видение такое: Украина может предоставить оккупированным территориям на Донбассе тот же статус, что и Крыму - временно оккупированных. Одновременно нужно укреплять оборону, чтобы противник понимал, что дальше он не продвинется. Конфликт замораживается, но за пределами Украины. Надо сказать: да, это - наша территория, но временно мы не имеем на нее влияния. И отдать ее под ответственность России. Вы хотели памятники Сталину? Делайте. Мы потом будем с этим разбираться.
Разве этого так уж не хочет Путин?
- Он хочет, чтобы оккупированные территории остались в пределах Украины. Навязывает нам гражданскую войну.