Летом 2015-го украинский политикум был занят в основном подготовкой к выборам. Слияние или неслияние "Солидарности" и "Народного фронта", процентный дележ проходных мест в общих списках, разрушение одних партий и укрупнение других – вот топ-темы нынешнего сезона. Даже президентская децентрализация, вокруг которой было сломано столько копий, проходит некой бледной тенью на фоне остальных событий.

Поэтому вполне ожидаемо, что истеблишмент не дискутирует об одной из наиболее животрепещущих проблем – налоговой реформе. Она анонсирована, но, похоже, не продвигается к своему логичному финалу – презентации в стенах ВР.

Пока парламентарии думают о своем партийном будущем или просто отдыхают на "импортных" морях, налоги и все, что с ними связано, мы обсуждаем с лидером движения "Рух за реформы" Сергеем Думчевым.

- Сергей, что вы думаете о намерениях правительства и парламента облегчить жизнь рядовому налогоплательщику? Стоит ли ожидать улучшений?

- Я думаю, что прав был Вуди Аллен, когда говорил, что порядочность и честность – это слишком дорогие подарки, чтобы ждать их от дешевых людей. Нашу власть – как исполнительную, так и законодательную – я считаю достаточно дешевой (только не в том смысле, что она дешево обходится упомянутым вами налогоплательщикам – тут как раз все наоборот), поэтому не жду от нее никаких красивых жестов. Даже сколько-нибудь умных и трезвых шагов не жду тоже.

Популярные статьи сейчас
Дают всего 3 дня: в Украине изменились правила повесток по почте, что это меняет для мужчин Когда отменят графики отключения света: кто и как формировал очереди Размер выплат изменится: что ждет пенсионеров в 2025 году Пенсионерам "навесят" новое финансовое бремя: никаких льгот не ждите
Показать еще

- Может, вы слишком пессимистичны? За налоговую реформу взялись сразу две дамы. Это, во-первых, Нина Южанина – глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, а, во-вторых, Елена Макеева – заместитель министра финансов. Кто знает, возможно, в синергии эти чиновницы и явят свету некий достойный документ?

- Не вижу никакой синергии в умышленном столкновении лбами Минфина как структуры правительства и комитета Верховной Рады. Минфин начал свою работу (какой бы она ни была) раньше, Южанина же подключилась около месяца тому назад. Причем на написание налоговой реформы ее лично подвигнул и благословил Президент Порошенко. Украинская власть не была бы украинской властью, если бы не занималась какими-то невнятными интригами и не плодила бы фаворитов.

- Но ведь налоговая реформа нужна…

Она необходима как воздух. Нужна, как говорят, "сегодня на вчера". Даже на позавчера. Украинская фискальная система построена таким образом, что улучшать ее точечно можно до бесконечности. Хоть круглый год вносить в Налоговый кодекс некие уточняющие и что-то там реформирующие штрихи. Но при этом так и не изменить ее карательной сути.

Читайте также: "РУХ ЗА РЕФОРМИ": Кличко довел столицу до неизбежного дефолта

- С чего именно необходимо начать?

- С того, что перестать подгонять нормативные документы под те или иные обстоятельства, события, клановые интересы и так далее. Это, кстати говоря, касается и Конституции, которую регулярно переписывают под каждого нового Президента. Украина – не Америка, где с 1789-го и по 1992-й было внесено всего лишь 27 поправок, а в течении последних 23 лет "тело" американской Конституции вообще не знало никаких "хирургических вмешательств".

Что касается нашего Налогового кодекса. Как вы помните, в конце 2014-го правительство уже бралось за перекраивание налогов. Казна катастрофически пустела, особенно после того, как доллар пошел вверх и денег не хватало уже на самое элементарное – на выплату обязательств по госдолгу, например… Кстати, тогдашние меры не помогли, и Яресько пришлось уламывать кредиторов (а точнее, шантажировать их дефолтом) и настаивать на том, чтобы Украине хоть немного "скостили" долг.

- Сейчас Наталья Яресько очень гордится своим успехом…

- Что совершенно не обоснованно и преждевременно, однако речь не об этом. Вернемся к концу 2014 года. Тогда Яценюк и его гордящиеся собою министры значительно увеличили фискальное давление на предпринимателей. То есть формально налогов стало как будто меньше, но та денежная масса, которую фактически предстояло выплатить предпринимателям, почти совсем задавила малый и средний бизнес.

Мне уже доводилось пояснять это на конкретном примере. Возьмем, скажем, снижение единого социального взноса с 36,8% до 16,4%. Идея снижения ЕСВ заключалась в том, чтобы вывести зарплаты из тени. Однако в итоге выяснилось, что для перехода на 16-процентный взнос следует выполнить ряд "неподъемных" требований. В частности, увеличить зарплатный фонд таким образом, чтобы средняя зарплата на предприятии была не ниже 3 минимальных и на 30% превышала среднюю зарплату за 2014 год. Кроме того, средний платеж на одного человека после применения коэффициента должен был составлять не менее 700 гривень. Предприниматели были не в силах выполнить такие условия и потому не оценили всю щедрость души Арсения Яценюка.

Читайте также: "РУХ ЗА РЕФОРМИ": Власти боятся проиграть?!

- В проекте нового Налогового кодекса речь идет о возможной отмене ЕСВ. Вы считаете, это реально?

- Не совсем так. Минфин – как буриданов осел – не может выбрать между двумя вариантами. Первый заключается в том, чтобы объединить два налога – единый социальный взнос и налог на доходы физических лиц. Второй вариант – оставить все, как есть. Из туманных намеков Макеевой возникает впечатление, что правительство таки склонилось ко второму варианту. То есть объединения платежей не будет. Как и раньше, останется и ЕСВ, и НДФЛ.

- Но почему? Где логика? Ведь это, как минимум, упростило бы администрирование…

- Не спрашивайте меня о логике правительства. Переход к единому налогу потребовал бы бруттизации зарплаты. То есть ее укрупнения – это если говорить упрощенно. Подняв зарплату, предприниматель мог бы воспользоваться льготной ставкой налогообложения. Я почти уверен, что Минфин будет разыгрывать карту недовольства предпринимателей. Их сделают козлами отпущения, которые якобы сделали все возможное и невозможное, чтобы вставить палки в колеса налоговой реформе.

- А это не так?

- Не так. Существующая фискальная система мотивирует работодателя уклоняться от налогов, а не выплачивать их. А должно быть все наоборот. Чтобы предприятия захотели перейти на новую модель налогообложения, их должна привлекать существенно сниженная ставка. Между тем, предприниматели – во всяком случае, те из них, которые играют по правилам – совокупно платят до 55-60% налога. Нынешние принципы налогообложения специально доводят бизнес до банкротства. Минфин должен осознать это и убрать руку с горла предпринимателей.

Читайте также: Только Рух за реформы предложил внятную предвыборную программу - эксперт

- Многие сейчас говорят о так называемой "эстонской модели" налогообложения. Что она собой представляет и насколько подходит Украине?

- Вы, вероятно, имеете в виду то, как эстонцы решили проблему налога на прибыль. В Эстонии действует налог на распределенную прибыль, что весьма полезно с точки зрения привлечения в экономику инвестиций. Суть тут вот в чем. Пока полученный предприятием доход "вертится" в деле или же, говоря цивилизованным языком, реинвестируется в бизнес, налог с такой прибыли не взимается. Подходит ли это Украине? Такая модель подходит всем.

Но, раз уж мы об этом заговорили, отмечу, что и в этом случае тоже Минфин распускает слухи, что предприниматели не желают переходить на распределенную прибыль – чем-то она их, мол, не устраивает либо отпугивает.

- А на самом деле?

- А на самом деле украинскому чиновнику нужно перестать быть гоголевским Держимордой. И освоить не только язык угроз, но и нормальный диалог. И для начала услышать экспертов от общественности. Они не имеют портфелей, но имеют право голоса, не так ли? Так вот, эти самые эксперты давно говорят о том, что уменьшение налоговой ставки привело бы к двум архиважным вещам. К детенизации экономики и привлечению в нее инвестиций. Какой нормальный предприниматель, не планирующий эмигрировать из этой страны, откажется от подобных перспектив?

- Что предлагается еще?

Запуск электронного кабинета налогоплательщика. Отмена плана штрафов за нарушение налогового законодательства. Ликвидация налоговой милиции как самой отталкивающей и компрометирующей структуры в фискальной системе. Стимулирование инвестиций благодаря налогообложению распределенной прибыли со ставкой 15%. Уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда до 20% и многое другое. Чтобы начать движение в нужном стране и обществу направлении, необходимо услышать этот "глас вопиющих в пустыне" и взять во внимание сказанное ими. Либо не жаловаться на падение экономики, увеличение государственного долга и незаинтересованность инвесторов в украинских проектах.