После стрельбы в Мукачево между людьми местного депутата Михаила Ланьо и "Правым сектором" президент Петр Порошенко сменил губернатора Закарпатской области. Вместо Василия Губаля назначил Геннадия Москаля.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться- Пришлось принять экстренные меры по тушению "пожара" на Закарпатье, - сказал Порошенко перед его представлением 15 июля.
Москаль уже возглавлял Закарпатье с июня 2001 по сентябрь 2002 года. Перед тем, с 1995-го по 1997-й был начальником закарпатской милиции. Сможет ли Москаль перекрыть контрабандные потоки и установить порядок в регионе сейчас, в интервью "Знай" расказывает эксперт инситута Политического образования Александр Солонтай.
Как Закарпатья делится по сферам влияния между семьей Виктора Балоги и бывшими "регионалами"?
- В регионе очень ощутимое влияние семьи Балог. В Верховной Раде есть их группа народных депутатов. Это двоюродный брат Василий Петевка и два родных брата Виктора Балоги - Иван и Павел. Так же эти влияния ощущаются на разных должностях в различных органах власти. Например, в Закарпатском областном совете, а также с назначением Геннадия Москаля - в областной государственной администрации.
Предыдущий руководитель Василий Губаль был приближенным человеком к Балоге. А вот начальник милиции уже нет. Поэтому абсолютной монополии влияния в регионе Балога не имеет и не имел. Есть еще люди Порошенко и Яценюка-Турчинова, с которыми у него не теплые отношения.
Потеряли свое влияние лица, которых мы ассоциируем с "регионалами". Нестор Шуфрич, например. Михаил Ланьо, который тоже когда-то был в группе Медведчука-Шуфрича, сейчас больше ориентирован на президента. Он входит во фракцию "Воля народа", где одни бизнесмены, которые не хотят ссориться с властью.
Виктор Балога хочет контролировать Закарпатье?
- Он до сих пор чувствует себя хозяином области. Это было достигнуто за счет полученного им результата на местных выборах в 2010 году. Тогда его партия "Единый центр" взяла власть во всей области и заключила союз с "регионалами". Посмотрим, какой результат у них будет на нынешних выборах осенью.
Что на Закарпатье контролировал Михаил Ланьо?
- Про Ланьо и его людей было слышно еще со времен мукачевских выборов мэра 2004-го. Тогда бандиты и рэкетиры под патронатом МВД разгромили избирательные участки. Среди них были и люди Ланьо. Шуфрич называл их "депутатами различных уровней". Так и было.
С тех пор Ланьо стал активным игроком в политическом процессе. В 2006 году он вообще купил место в БЮТ на выборах в областной совет. Затем начал сотрудничество с людьми Балоги. Работал с ним, а в 2010-м именно от партии "Единый центр" баллотировался в Закарпатский областной совет. В 2012-м прошел в Верховную Раду в округе уже от Партии регионов. Когда начался Майдан - снова стал сотрудничать с Балогой. Сейчас они по разным лагерям.
Ланьо - сильный региональный игрок, но из-за своего криминального прошлого в 1990-х власть всегда находит на него рычаги давления. Поэтому с властью он никогда не ссорится. Проявляет свою лояльность.
Читайте также: В Украине создаются мощные спецподразделения - Турчинов
11 июля, когда произошла перестрелка между его людьми и "Правым сектором", в чью сторону была направлена лояльность Ланьо?
- Ну, милиция приехала на вызов после нападения на имение Ланьо. Какая картинка сейчас? Власть преследует бойцов "Правого сектора" по лесам и ведет переговоры об их сдаче. Но нет никаких арестов с другой стороны. Таким образом власти пытаются сформировать картинку, что второй стороны конфликта вообще нет. Но запрет на выезд Ланьо за пределы Украины также тревожный звоночек и для него.
Балога сказал, что к стрельбе в Мукачево лично он не имеет никакого отношения. Вместе с тем, ходят слухи, что именно он финансировал закарпатский "Правый сектор".
- Балога действительно может быть не причастным к этой ситуации. Это миф, что "Правый сектор" на Закарпатье подконтролен Балоге. Да, он им помогал, они сотрудничали, но это не его частная армия. Например, как некоторые батальоны Днепропетровска называют частными батальонами Коломойского.
.
Поэтому все события могли происходить без его ведома. Не думаю, что "Правый сектор" крышевал контрабандные потоки на Закарпатье. Скорее всего, он боролся против их крышевания. Или хотел иметь в них свою долю, для финансирования бойцов.
Контрабандные потоки в регионе это лес, сигареты и алкоголь?
- Контрабанда на Закарпатье едет в обе стороны. Есть еще нелегальная миграция. Но эти потоки не являются местечковыми, то есть локальными. Пограничная служба, служба безопасности, прокуратура не является местным самоуправлением. Все люди оттуда жестко подчинены киевской вертикали.
Киеву приходит соответствующая доля. Люди на местах просто принимают физическое участие во всех контрабандных процессах. То, что регион живет только с одной контрабанды - тоже миф. На Закарпатье действует монополия на контрабанду. В целом регион живет за счет среднего и малого бизнеса, здесь большое количество работников, родственные связи по обе стороны границы.
Читайте также: Волонтер Георгий Тука возглавит Луганскую ОГА
Насколько серьезны сепаратистские настроения в области?
- Западный сепаратизм действительно больше всего проявляется на Закарпатье. Люди постоянно сравнивают жизнь в Украине с тем, что они видят в ЕС. Влияют национальные меньшинства, которые живут по ту сторону евросоюзовской границы. Хотят, чтобы по ту сторону также оказалось и Закарпатья. Еще одна причина - Украина долгое время была отделена от Закарпатья в плане сохранения закарпатского этнонима. Некоторые верят, что "русины" и "украинцы" это разные нации. А еще это искусственно подогревает ФСБ и другие спецслужбы.
- Что может изменить в регионе Геннадий Москаль? Ведь он знает специфику Закарпатья, потому что когда-то был там и губернатором и начальником милиции.
- Впервые Москаль появился в области в девяностые. К тому времени все потоки активно двигались в обе стороны, были организованные преступные группировки, криминогенная ситуация одна из худших в Украине. Это было еще до экспансии в области группы Медведчука-Суркиса.
Еще тогда Геннадий Москаль заработал имидж сильного игрока, который так сказать, стабилизировал ситуацию. Все криминальные группировки, которые не соглашались на сотрудничество с государством, садились в тюрьму или подлежали зачистке.
Второе пришествие в Закарпатье Геннадия Москаля запомнилось в области еще больше. Он стал де факто "генерал-губернатором". Ему подчинялась милиция и вся вертикаль власти. Москаль тогда активно обеспечил Кучме проведения избирательной кампании в Верховную Раду. Это был 2002-й год. Группа Виктора Балоги к тому времени уже стала самостоятельной и начала работать на всеукраинском уровне.
Сейчас Геннадий Москаль также будет иметь серьезное влияние на все в области. Президент дал ему мандат уровня Михеила Саакашвили, влияние на правоохранительные органы, границу, СБУ. Поэтому весь теневой мир и все, кто имеют проблемы с законом, будут искать дружбу, привязанность и лояльность нового руководителя области.
Самым большим испытанием для Москаля станут местные выборы. Посмотрим, сможет преодолеть массовый подкуп избирателей в регионе.