На Андреевском спуске в Киеве уже больше года работает волонтерский центр помощи преселенцам "Фроловская 9/11". Ежедневно здесь получают помощь, более 100 семей беженцев из Донбасса и Крыма.

"Знай" отправился в гости к волонтерам, чтобы воочию убедится – как неравнодушные украинцы помогают своим соотечественникам.

Волонтер Леся Литвинова – одна из организаторов центра помощи на Фроловской. Здесь она не сама, а с полуторагодовалой дочерью – Варей.

"Для меня все началось с Майдана. У тех, кто там был - обычные нужды – горячая еда, теплые вещи. У нас на то время была группа в социальных сетях – называлась "Эскадрон добра". Мы начали связывались с людьми, многие что-то передавали через нас", - рассказывает Леся Литвинова.

Краткий промежуток отдыха лично для нее – тот момент, когда Янукович убежал, а в Крыму еще не началась аннексия.

Популярные статьи сейчас
Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование Штрафы от ТЦК вырастут вдвое: уклонистов изрядно потрясут Есть условие, вводят лимит на 30 дней: что будет с тарифом на свет с 1 декабря Доллары с "заначки" могут разочаровать: начали действовать новые правила обмена валюты
Показать еще

Читайте также: Фото дня: "Лютик" готовится вернутся на войну

"Когда начались крымские события, нам стали звонить и писать люди с просьбой помочь. Особенно много тогда было беженцев. Я сначала отказывалась и говорила, что мы таким не занимаемся, но затем поняла, что не смогу отказать. Ведь люди бежали от российской агрессии, они были ни в чем не виноваты. Оставляли жилье и нажитое имущество", - говорит Леся.

Сама Леся – режиссер-документалист. Ее коллега Елена – учитель иврита.

Так понемногу зарождалось в Украине волонтерское движение – кто-то собирал помощь, кто-то развозил, кто-то поселял беженцев у себя на даче. С настоящими трудностями волонтеры столкнулись, когда началось АТО на Донбассе. Людей стало намного больше – почти все вырывались на "материковую" Украину и просили помощи – часто люди уезжали из-под бомбежек даже без элементарных вещей – теплой куртки или мыла.

Волонтер Елена Лебедь помнит, как вся ее квартира снизу и до потолка была забита помощью для переселенцев.

"Все-таки украинцы – люди добрые и отзывчивые. Умеют сопереживать", - говорит Елена.

Правда, квартиры волонтеров оказались тесноваты для помощи, которую несли люди. Пришлось сначала арендовать склад на Окружной. Год назад в августе ребятам удалось найти не большую территорию бывшей фабрики "Юность". Под волонтерский центр им отдали двор всего одно помещение, но и это был огромный плюс.

Спустя время совместными стараниями, на территории волонтерского центра появилась детская площадка. Медпункт, центр регистрации беженцев, куча всяческих вагончиков и кунгов. Между собой волонтеры решили – каждый кунг определить под определенный вид помощи. Есть вагончики с игрушками и одеждой, есть вагончики с бытовой химией, есть с лекарствами, обувью и даже мебелью.

Наибольший спрос, конечно же, на одежду и продукты питания. Но больше всего, по признанию волонтеров. Не хватает постельного белья и медикаментов.

"С медикаментами очень сложно - их всегда мало. А бывают очень тяжелые случаи. Вот сейчас проблема с диабетиками. Человек, который переезжает в другую область, должен перерегистрировать себя в очередь на инсулин. На регистрацию уходит месяц. Иногда и больше. А инсулин нужен прямо сейчас, и запаса времени нет. Человек приходит к нам и говорит: "Если Вы мне не поможете, я завтра умру". И помочь ему, кроме нас, больше некому", - рассказывает Литвинова.

Для полноценной работы в волонтерском центре ежедневно работают 20 – 25 волонтеров. Их здесь намного больше, конечно, но такой вот минимум должен быть ежедневно. Все дело в том, что у каждого здесь разные графики – кто-то может прийти в выходной и предложить свои рабочие руки, кто-то заходит после работы, кто-то здесь практически живет.

Один из таких – Виктор из Первомайска, Луганской области.

49-летний мужчина, рассказывая свою историю, пытается держаться и даже шутить. Но усталые глаза выдают его горе.

"Мы жили с родителями и женой в квартире в Первомайске до июля прошлого года – пока в городе не начали стрелять. Снаряд попал в наш дом, мы переехали за город, в частный дом. Но и туда долетали снаряды. Сожгли почти всю улицу. Я помог соседям с грудным ребенком выбраться из подвала, решили все разом бежать. У соседа был автомобиль "Таврия" - так мы со страху всемером там поместились. Плюс грудной ребенок еще был с нами. Доехали до ближайшего блок-поста. где наши стояли, вышли из машины, а назад уже не поместились. Мне пришлось своим ходом добираться", - рассказал Виктор.

О том, чтобы взять с собой элементарные вещи даже речи не могло быть. Поэтому уже в августе Виктор пришел к волонтерам на Фроловскую. Взял кое-что из одежды и продуктов.

"Увидел, что здесь нужны мужские руки – да и остался", - вздыхает мужчина.

Его старенькие родители уехали к родственникам на Западную Украину. Жена уехала на заработки за границу. Сам Витя живет в общежитии, где платит в сутки 48 гривен за койко-место.

Иван – юноша лет 20 на вид, признается, что он из Лондона. За границей не принято терять время зря. Поэтому многие там становятся волонтерами, это престижно и почетно – помочь тем, кто оказался в беде.

"Я сам из Украины. Но уже 6 лет живу в Лондоне. Учусь в университете на финансовом курсе. На лето приехал в Украину. Пришел к волонтерам и решил, что буду помогать. Просто потому, что люблю эту страну, это моя страна и если я могу хоть что-то сделать для людей, которые в беде – это мой долг", - говорит Иван.

Людей, которые приносят помощь никто даже не пытался сосчитать. Каждый волонтерит по-своему.

Читайте также: Все добровольческие батальоны должны быть в Нацгвардии, ВСУ или СБУ - волонтер

"Сегодня приходит дедушка, приносит две подушки – говорит: "Я сам был в эвакуации в войну, знаю, что это такое – врагу не пожелаешь" и отдает свои две подушки, извиняясь, что больше ему нечего дать. Есть несколько девочек в Дании, которые организовались и отправили нам четыре фуры с продуктами, вещами, бытовой химией. Приходят люди, даже небогатые, приносят вещи, продукты".

Волонтеры вспоминают, что из самых интересных вещей, которые им приносили – были… вагинальные шарики. Правда, их никто не забрал – видимо людям в такой ситуации не до утех.

"Один мужчина купил для родителей места на кладбище. Но его родители уехали в США и там же похоронены. А вот места остались. Он пришел к нам и признался, что средств нет, зато может отдать нам места на кладбище", - улыбается Леся Литвинова.

Случаются и курьезы – таких хоть немного, но все же бывают.

"Однажды к нам пришли пара студентов и начали провоцировать людей, крича что-то вроде "ДНР" и "ЛНР", какие-то обидные слова в адрес переселенцев. Леся выставила об этом пост на Фейсбуке. Оказалось, что ее читает дядя одного из студентов, который был в АТО. На другой день дядя привел ребят к нам извиняться. И устроил их к нам на месяц волонтерить – сортировать одежду и обувь, чтобы знали в следующий раз, как тяжело мы работаем и как обидно тем людям, которые остались без ничего. Вы знаете, урок пошел на пользу….", - рассказала Елена Лебедь.

К концу близится сентябрь, на носу уже холода, дожди и первый снег. А значит здесь, на Фроловской, нужно быть к этому готовым – холода всегда переносятся труднее. Но волонтеры не падают духом.

"Верим в Украину, в украинцев, в то, что война закончится. А еще верим в себя", - говорят волонтеры.