Интервью с Президентом Ассоциации налогоплательщиков Украины Григолом Катамадзе, мы записали еще до первого тура выборов. Но чтобы не нарушать закон в день тишины, решили придержать его до появления результатов голосования. Теперь же, зная, кто прошел во второй тур, к словам бывшего посла Грузии в Украине стоит еще внимательнее прислушаться. Ведь он рассказал о том, что первое должен сделать новый президент на своем посту.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться- Григол Шалвович, я знаю, что вы анализировали программы кандидатов в президенты. Расскажите, какие из них близки к реальности, какие могут действительно сработать на пользу Украины?
- Национальная бизнес-коалиция – объединение более 80 бизнес-ассоциаций, одним из инициатором которого является Ассоциация налогоплательщиков Украины, - проанализировала экономический блок программ кандидатов в президенты. Конечно, мы не анализировали программы всех 40 кандидатов, а выбрали десять самых рейтинговых из них. Мы пригласили их для презентации ТОП-10 приоритетов украинской экономики, которые сформулировала Национальная бизнес-коалиция.
Вот эти 10 приоритетов:
1. Замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал для всех компаний.
2. Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.
3. Создание единого органа по расследованию экономических преступлений, ликвидация налоговой милиции и других экономических подразделений правоохранительных органов.
4. Введение безбумажных технологий: запрет государственным органам требовать информацию, которая содержится в государственных базах данных.
5. Демонополизация рынков тепло- и энергоснабжения, обеспечения равенства доступа участников смежных рынков к товарам и услугам естественных монополий, в частности электросетей и частной тяги.
6. Институциональная реформа проверяющих и контролирующих органов: введение персональной ответственности, риск-ориентированного подхода к проверкам, проведение открытых конкурсов на руководящие должности.
7. Принятие нового Налогового кодекса Развития и Таможенного кодекса, которые будут содержать нормы по деоффшоризацию экономики, радикальное уменьшение размера вредных прямых налогов, модификации налога на землю и прочее, а также снижение расходов бюджета, которые перераспределяются через публичные финансы, к целевому показателю 35% от ВВП.
8. Введение современного трудового права, основанного на свободе трудового договора, уменьшение штрафных санкций за нарушение трудового законодательства.
9. Сохранение текущей упрощенной системы налогообложения. Содействие легальному микро- и малому предпринимательству, которое формирует средний класс в Украине. Создание стимулирующей налоговой системы для физических лиц-предпринимателей.
10. Детенизация экономики, в частности рынка аренды земли и сельхозпродукции. Введение единого налогового документа для улучшения контроля цепочки поставок рисковых категорий товаров на территории Украины, стимулирование покупателя получать фискальный чек (кэшбек, лотерея).
21 февраля мы инициировали встречу широкого круга представителей украинского бизнеса, на которой присутствовали три президента Украины: Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко. По результату встречи они вместе подписали заявление, о том, что для того, чтобы вывести экономику из нынешнего состояния и начать процесс развития, необходимо поддержать эти ТОП-10 приоритетов.
- Вы уже долгое время лоббируете принятие нового Налогового кодекса. На каком этапе сейчас этот вопрос?
- Последние три года мы пытались объяснять политикам, что необходимо провести кардинальные изменения в налоговой и таможенной системе, принять новый системный Налоговый и таможенные кодексы, чтобы сдвинуть с мертвой точки то состояние, в котором сейчас находится украинская экономика. До начала предвыборной кампании все политики были против, потому что, например если мы заменяем действующий налог на прибыль на налог на выведенный капитал, то первое время в бюджет будет поступать меньше денег. Специалисты Министерства финансов посчитали, что бюджет недополучит 43 млрд гривен. Но, с кем бы я ни разговаривал из специалистов разных стран, где этот механизм уже работает – все говорят, что так некорректно ставить вопрос. Есть сопутствующие вещи, которые дают возможность увеличения поступлений, они прямо не связаны, но в общей экономике показывают результат.
К сожалению, философия подхода разная у Минфина Украины и, например, Минфина Эстонии или Грузии. Представители министерства финансов и соответствующие фискальные службы этих стран, например, говорят не о недополучении в бюджет на начальном этапе средств, а что эти средства были инвестированы в микро- и малый бизнес этих стран. Минфин же Украины говорит о поиске компенсаторов и почему-то этот вопрос адресует украинскому бизнесу. Убежден, Минфину и фискальной службе необходимо менять философию подхода к этому вопросу!
- Ну, одним из способов увеличение поступлений в бюджет является выведение из тени бизнеса. Но никто на это не идет. Как это можно сделать?
- С помощью «маски-шоу», как было раньше, этого уже не сделаешь. Бизнес не может повлиять сам, кто-то должен сделать первый шаг. И это должно быть государство. На сегодняшний день более 4 тыс. государственных компаний в большинстве своем убыточные. Из огромного количества компаний – 10%, которые платят сегодня налог на прибыль. И государство этим довольствуется!
Я не верю, когда называют цифру, что в 2017-2018гг. компаниями было заплачено 20 млрд гривен благотворительных взносов. Я не верю, что это благотворительность. Это чистой воды оптимизация, чтобы уйти от уплаты 18% налога на прибыль. С одного триллиона более 300 млрд гривен не уплачено налога на прибыль. Какие бы деньги тогда пришли в бюджет! Это намного больше, чем 43 млрд, о которых мы говорили выше. И мы все закрываем на это глаза.
- Как вы думаете, что нужно сделать будущему президенту в самую первую очередь, как только он займет свой пост?
- Я настаиваю, что принятие нового Налогового кодекса – это первый шаг, который должно сделать государства для восстановления доверия бизнеса. Хочу воспользоваться возможностью и анонсировать, что украинский бизнес в течение ближайшего месяца завершит работу над окончательным текстом нового Налогового Кодекса Развития и до парламентских выборов планируем активно обсуждать его с политическими силами, чтобы в ноябре-декабре 2019 года новый Парламент принял его как неотложный и первоочередной документ.
Одновременно со вступлением в силу Налогового Кодекса Развития, необходимо принять нулевое декларирование для всех и поставить в этом вопросе точку.
Сейчас у нас появляется уникальная возможность. Ведь впервые за десятки лет в один год проходят президентские и парламентские выборы. То есть 2019 год переживем и получим в результате не только нового президента, но и новый состав парламента. И практически с 1 января 2020г. и следующие 4 года у нас может быть стабильный период. Во всяком случае, я верю, что мы бы могли это сделать.
Напомним, ранее в Тернополе выбрали нового регионального руководителя Ассоциации плательщиков налогов.
Также мы писали, что Ассоциация налогоплательщиков Украины отметила двадцатилетие.
И недавно Катамадзе, Южанина, Шлапак, Кинах наградили добросовестных налогоплательщиков.