Сейчас в тренде президентские и депутатские инициативы о перезагрузке, уменьшении финансирования, прозрачности... Конституционного суда.

Но интересно, как случилось, что КС стал таким закрытым, автономным и богатым институтом.

Напомню, что все Президенты, включая Зеленским, заигрывали с судьями КС. Не тайна, что руководители офиса Зеленского считали своей победой назначении Александра Тупицкого - председателем Суда и верили, что после политико-правового решения КС о законности досрочных парламентских выборов - это будет правильный суд!

Наши международные партнеры тоже постоянно указывали на потребность большей независимости и самостоятельности суда.

А конституционные изменения от Порошенко от 2016 года сделали КС наиболее элитной учреждением в финансовом обеспечении, потому что была проголосована уникальная статья 148-1. Она определяла, что в государственном бюджете отдельно определяются расходы на деятельность Суда с учетом предложений его головы?! А статья 26 Закона О КС - "вознаграждение судьи Конституционного суда" с изменениями от 2018 года - это как сказка о счастливой жизни в бедном, коррупционном государстве!

Популярные статьи сейчас
Такой катастрофы украинцы не видели 230 лет: что происходит с рождаемостью на фоне войны Речь идет почти о 10 тысячах гривен: сколько сегодня должны получать украинские пенсионеры Какой будет погода в мае для украинцев: прятать ли зонтики и фуфайки после апрельских дождей Украинцев поставили в жесткие рамки: начнут ограничивать
Показать еще

Подскажу депутатам «Слуги народа» и «Голоса», которые хотят сократить расходы на содержание КС, что это невозможно без изменения статьи 48 Закона о Конституционном Суде. Там определено, что расходы на финансовое обеспечение деятельности Суда не могут быть сокращены в текущем бюджетном периоде. Более того, объем расходов в следующем году не может быть меньше объема расходов в предыдущем финансовом году.

Итак, сначала изменения в закон, а потом сокращение финансирования!

Теперь, по поводу еще одной инициативы об изменении статьи 10 Закона, которая определяет правомочность Суда в составе не менее 12 человек. Напомню, что уже объявлена инициатива от властных фракций об увеличении до 17.

Такая депутатская инициатива не имеет никакого рационального объяснения, потому что полномочность КС у 17 человек из 18 возможных, это как полномочность ВР в 400 человек при 450!

Для недопущения злоупотреблений логичнее было бы вышеупомянутый Закон дополнить нормой о необходимости двух третей голосов от конституционного состава КС, то есть 12 голосов, при принятии решений по решению вопросов о соответствии Конституции законов Украины.

Это бы обеспечило высшую степень легитимности решений в деле конституционной юрисдикции. Потому что как известно, конституционные изменения ВР тоже имеет право принимать только двумя третями, а не относительным большинством голосов!

Одним словом, история с Конституционным Судом требует взвешенного и профессионального подхода, а не заявлений в стиле выпускников Трускавецкой школы конституционно права