История праздника

Отмечают память святого Мирона, который когда-то служил пресвитером в Ахаии. Мирон был из знатного рода, но был очень хорошим и добрым человеком с кротким нравом, чем очень нравился людям, за это и прославился.

Однажды Антипатр, местный игемон, пришел в храм христиан, желая пленить людей, которые там собрались, а потом долго мучить их. Мирон начал укорять Антипатра, обвинял его в нечистых помыслах. Естественно, Антипатр разгневался и приказал схватить самого Мирона и тоже пытать его, а после и вовсе бросить в раскаленную печь. Но мученику печь не навредила, он вышел из огня и не пострадал. Тогда его отдали на растерзание диким зверям, но и они его не тронули. От бешенства и бессилия Антипатр покончил жизнь самоубийством.

Также вспоминают и преподобного Алипия. Его считают древнейшим русским иконописцем. Он учился у греков, которые украшали Великую церковь Киево-Печерской лавры. Алипий настолько любил иконописание, что писал целыми днями, а все, что зарабатывал, использовал либо на иконы, либо на краски, либо на милостыню. Говорят, что те иконы, которые не успевал дописать Алипий, иногда дописывали ангелы. Поэтому такие образы не горели и не страдали при разрушениях.  

Традиции и обряды

Очень часто на Мирона бывали сильные ветры. Будет погода ветренной или нет узнавали заранее, по дню Тихона. Люди говорили: «Тихон дует тихо — и Мирон отдыхает». На Мирона смотрела на росу и туман утром, если они были, то погода будет хорошей. Уже начинали опадать листья и приходила осень, а значит работы в поле уже должны были заканчиваться.  «На Мирона не отсеешься — на следующий год соберешь одни цветочки», — говорили крестьяне.

Кроме того, на Руси у этого праздника было еще одно название – Вдовьи помочи. В народе было принято помогать сиротам, вдовам, бездомным и обездоленным. «На вдовий двор хоть щепку кинь», — говорили наши предки. Люди вместе косили сено, удобряли поле, дрова рубили, сжинали хлеб, помогали дома. Особенно семьям, в которых не было мужчин.