Совсем скоро, 19 апреля в Киеве состоится знаковое событие для украинского кинематографа - награждение победителей третьей национальной кинопремии "Золота дзиґа". В этом году лидерами по количеству номинаций стали фильмы "Брама" режиссера Владимира Тихого и "Дике поле" режиссера Ярослава Лодыгина. Среди номинантов также много "молодой крови". Так, за "лучший анимационный фильм" будет бороться работа молодого и талантливого мультипликатора Сашка Даниленко. Он уже известен украинскому зрителю своей яркой видеоработой для ТНМК "Гупало Василь". Его новое творение - "Монах" для группы ДахаБраха - и попало в перечень номинантов на "Золоту дзиґу".

Это вторая работа режиссера с музыкантами - невероятный мини-фильм, который вызвал много шума и восторга. "Знай.ua" поговорил с Сашком Даниленко о его творчестве, переезде и работе в США, любви к комиксам и новых возможностях для Украины.

Сашко Даниленко создает образ монаха

Ваша работа "Монах" номинирована на премию "Золота дзиґа" в категории лучшая анимация. Вместе с вами на победу претендуют тоже не менее талантливые режиссеры-мультипликаторы, которые поднимают серьезные социальные темы. Вы взялись за сложную церковную тематику. Песня DakhaBrakha "Монах" получила свое "лицо", так сказать. Как создавался образ главного героя-монаха? Длявас он кто: человек, который пошел не тем путем, или это собирательный образ?

Популярные статьи сейчас
Бытовым потребителям пригрозили отключением электроэнергии: кто в "черном списке" Долги аннулируют: украинцам дали новый шанс в трудные времена Один день – 1 гривна: "Киевстар" подсказал как пользоваться услугами почти даром Фруктов не наедимся: какой дефицит ждет Украину
Показать еще

Монах - это персонаж, который постепенно превращается в монстра, разрушает все вокруг, но в первую очередь себя самого. Эти внутренние изменения происходят из-за ошибки в прошлом. Что именно за ошибка, определяет для себя зритель: стоило ли идти за привлекательной девушкой? Стоило ли идти в монахи вообще?

Какая мораль этой истории?

Здесь нет главной морали как в баснях. Это открытый вопрос и своеобразное исследование. Кого осуждает, а кого оправдывает зритель в этой истории, определяет его собственный моральный облик.

Песня народная, но насколько, по вашему мнению, ее идея актуальна и в наше время?

То, что доходит до нас из древности и не теряется по дороге, уже доказывает - проверку временем пройдено. Актуальными остаются вечные темы, как любовь, страх, борьба за свободу, смерть, конфликт поколений и тому подобное. Меняются только обстоятельства, среда и костюмы героев. Так же и с музыкой, ДахаБраха органично обращают народные песни в современные формы.

Анимационный клип действительно получил много положительных отзывов. Сталкивались ли вы с осуждением со стороны церкви?

Если вы сейчас это читаете на телефоне в церкви во время службы - пишите в комментариях, что думаете по этому поводу. Потому как ни странно, вообще не столкнулся с осуждением со стороны церкви. У меня не было целью делать провокацию или кого-то обижать. Но было несколько комментариев в защиту церкви, мол сейчас модно показывать религию только в негативе, и что я делаю это намеренно. История Монаха построена на собственных впечатлениях от религии и церкви, которых в детстве у меня было достаточно. Я не брал хайповые темы о церкви вроде историй о приставаниях священнослужителей к мальчикам, потому что со мной такого не было, может я был недостаточно сексуальным ребенком.

Вы живете и работаете в Нью-Йорке. Как говорят, это совсем другая реальность, другое мышление, видение. Как считаете, жизнь в США изменила вас как личность?

Конечно, все что ты делаешь, и все происходящее вокруг находит отражение и влияет на тебя. Осваивая новый язык, ты лишний раз наводишь порядок в голове и лучше понимаешь даже родной язык. Знание английского позволяет просмотреть любимые фильмы и перечитать книги на языке оригинала, лучше и глубже понять их.

Мне кажется, я стал лучше понимать и любить людей. Все это микс культур и многообразие человеческих историй вокруг сносит напрочь набор старых шаблонов. Чем больше ты путешествуешь, живешь и работаешь в разных странах - тем больше и чище окно, через которое ты наблюдаешь за миром вокруг.

Нью-Йорк хорошо учит считать и уважать время. Ты или прыгаешь в водоворот и учишься держаться в нем и быть эффективным, или тебя выносит на берег. Сейчас меня как раз немного вынесло на берег в Вашингтоне, здесь все медленнее. Но плавать я точно научился в Нью-Йорке.

Планируете ли через некоторое время вернуться в Украину?

Удивительно, но с переездом в штаты количество украинских проектов, над которыми я работаю, только увеличилось. У меня есть мечта вернуться в Украину снимать фильм или делать сериал. Несколько раз в неделю я думаю об этом. Хорошо бы жить на две (или даже больше) страны и иметь возможность пересекать границы без проблем и дискомфорта. Сейчас получается приезжать только раз в год.

Чем отличается рабочий процесс там и в Украине? Можно ли у нас зарабатывать большие деньги в этой сфере?

Благодаря технологиям, различия в работе и границы между странами постепенно исчезают. В Украине, кроме недостатков, есть и куча преимуществ для творческой работы.

Мне кажется, что появление и быстрое развитие стримингових платформ, таких как Netflix, открывает новые возможности для Украины. Продакшн не привязан к сборам в кинотеатрах, прибыль - это деньги, за которые платформа покупает контент. Учитывая количество крутых молодых специалистов в Украине и недорогое производство - перспективы хорошие.

Сейчас вы занимаетесь комиксами. У нас с этим направлением не очень, мягко говоря, или я ошибаюсь? Почему имеено комиксы?

Миллион заработать на этом действительно трудно, но это была давняя мечта - увидеть свои рисунки в виде напечатанной книги. К тому же, я воспринимал создания комикса как упражнения с визуального сторителлинга, своеобразная тренировка. Когда концепт CAT'N'BAT окончательно сформировался и собралось более десятка сюжетов - я показал наработки издательству. Их заинтересовало и началась работа. Все истории рассказаны визуально, то есть текста там вообще нет, а значит и перевода не надо. Это позволило представить комикс во многих странах без перепечатывания.

Погружение в мир комиксов и возможность представить CAT'N'BAT на большом фестивале МОССА в Нью-Йорке познакомили меня с кучей интересных новых людей, принесло новые проекты.

В Украине сейчас бум комикс-культуры. Киевский Comic Con собирает кучу неравнодушных, выдаются комиксы украинских авторов. В прошлом году я привез свой комикс в Киев на фестиваль анимации Linoleum. Мало того, что волновался как он пойдет, еще и МАУ потеряли мой багаж, поэтому комиксы попали на фестиваль только в последний день. Несмотря на это, они разлетелись как лепешка, реакция была бурная. Поэтому если вы сомневаетесь, стоит ли попробовать себя в комиксах - стоит.

Достаточно ли одного таланта, чтобы достичь успеха в кино и анимации, получить "Оскар", например? Что важно знать, или иметь художнику?

Я понимаю талант, как искреннюю любовь к определенной деятельности, которая позволяет сосредоточиться на процессе достаточно глубоко и уделять работе больше внимания и усилий, чем люди, у которых такой любви нет. Это углубление позволяет достичь нового уровня, и выделяет талантливых между посредственных.

Честность является важной составляющей успеха. Это очень простая и общеизвестная истина, но почему-то так много творческих людей об этом забывают. И создают работы, которые, по их мнению, должны понравиться зрителю, должны отвечать тренду или раскрывать актуальную тему, но прежде всего работа должна нравиться и быть интересной им самим. Считаю, что именно такая честность является катализатором химической реакции между зрителем и творческим продуктом.

Напомним, ранее ведущий "Холостяка" Григорий Решетник рассказал о страсти на проекте и главном козыре Никиты Добрынина.

Как сообщал "Знай.ua", Юрий Никитин откровенно рассказал о дискредитации KAZKA в Нацотборе.

"Знай.ua" писал, что Дмитрий Комаров показал страшную трагедию и обратился к украинским чиновникам.