30 июня во Львове кинокомпания “MKK film service“ начала съемки мистической драмы “13 автобус“. Перед съемками картина прошла конкурс Госкино и получила от государства 8,8 млн. грн. Режиссером картины стал известный режиссер и доктор искусствоведения Александр Безручко.

Знай.ua побывала за кулисами картины и поговорила с Александром Безручко о его новой картине и об украинском кино в целом.

Справка:

Александр Безручко – украинский режиссер, доктор искусствоведения, профессор, член Национального союза кинематографистов Украины.
Карьеру начинал на Национальнойкиностудии художественных фильмовимени АлександраДовженко. Работал с Юрием Ильенко над фильмом “Молитва о гетмане Мазепе“ и Николаем Мащенко над картиной “Богдан-Зиновий Хмельницкий“, над китайско-украинскимсериалом “Овод“.
Автор сценария, режиссер и постановщик многих короткометражных и документальных фильмов. Преподает в главных украинских институтах кинематографического профиля.

- Александр Викторович, расскажите о том, с чего начался «13 автобус» и как Вы попали в этот проект?

Популярные статьи сейчас
Днепровская девушка-хатико вернулась, но теперь она нападает на людей Два тарифа на воду: новые цены установили для жителей многоэтажек и частного сектора Поймали на улице и принудительно увезли в ТЦК: украинцам рассказали, как себя вести Почему украинцам необходимо завещать имущество уже сейчас и как это сделать правильно
Показать еще

- Сценарий картины написала харьковская сценаристка Валерия Винс. Если характеризовать фильм – это мистическая драма с элементами детектива и артхауса. По сюжету в неком старинном европейском городе на несуществующей мистической остановке всегда присутствует женщина, после встречи с которой с ее собеседниками случаются удивительные вещи. Естественно, зрителей ждет неожиданная развязка.

Я прочел сценарий и понял, что хочу его снять. Не в последнюю очередь из-за необычности сценария и отсутствия фильмов этого жанра в украинском кинопроизводстве.Во время прочтения я сам ловил себя на мысли, что хочу дочитать его, чтобы узнать, чем закончится история. Снимать такие фильмы сложно, но очень интересно. Я благодарен руководству компании “MKK film service“, за то, что они поверили в этот кинопроект.В 2016 году мы с Алексеем Карпенко и командой настоящих профессионалов из этого продакшена успешно прошли все этапы питчинга, организованного Госкино в Украине. В этом году мы начали готовиться к съемкам и уже в июне 2017 года приступили к полноценному съемочному процессу. Так я стал режиссером-постановщиком этого фильма.

- Где проходят съемки?

- Главный офис компании “MKK film service“ находится во Львове. Не секрет, что многих кинематографистов и клипмейкеров привлекает этот удивительныйгород, прежде всего своей архитектурой. Снимают здесь много, а вот собственной киностудии в этом городе нет. Очень бы хотелось, чтобы “MKK filmservice“ стал первой компанией, которая таки создаст полноценную киностудию во Львове, которая будет заниматься производством украинских фильмов с полностью отечественными киногруппами.

С “13 автобусом“ мы решили остановится на этом городе из-за архитектуры. Хрущёвки и новостройки явно не вписываются в сюжет картины. По сценарию нам нужен был старинный город, вроде Праги, 20-ых годов прошлого века. Во Львове мы нашли столько интересных и красивых мест, что могли даже выбирать. Кстати, у нас даже полицейский участок расположен в старинном особняке.

- Кого выбрали на главные роли?

- Кастинги на главные роли у нас прошли в Киеве и Львове. Было очень много актеров, в том числе и очень популярных. Главные роли мы отдали киевским артистам, у которых был большой опыт работы в современном аудиовизуальном искусстве. Так, например, главную женскую роль в фильме – той самой загадочной женщины исполняет Ирина Мельник – зритель помнит ее по роли Мерседес в картине “Сердца трех“, также по фильмам “Возвращение Мухтара“, “Доярка из Хацапетовки“. Главную мужскую роль играет Сергей Стрельников – его зрители помнят по роли Василия Ивановича из фильма “Страсти по Чапаю“. Также в фильме снимается Алексей Вертинский - его зритель знает по картинам “День рождения Буржуя“, “Инди“, “Мажор“, “Иван Сила“. По сюжету у героя Вертинского есть дочь, поэтому мы пригласили в картину реальную дочь Вертинского – Ксению, чудесную актрису театра имени И. Франко.

Мне очень хотелось, чтобы в кадре были не стандартные, медийные и хорошо раскрученные актеры. В итоге мы остановились на интересных, но менее медийных личностях. А вот остальные роли сыграли известные львовские артисты. У них есть огромный опыт театральной работы, пришло время знакомить украинского зрителя с их киноработами.Открываем новых националььныхкинозвезд.

- Кино – это не только режиссер и актеры, но зачастую и огромная съемочная группа. Сколько людей задействовано в работе над фильмом?

- Сегодня над фильмом работает около 60 человек – если не считать актеров. Команда в фильме – это самое главное. У нас часть команды из Киева, а часть из Львова. Работаем в напряженном темпе, но,самое главное, чтов нашем коллективе есть полноевзаимопонимание, хотя многие из команды познакомились прямо здесь, на съемочной площадке. У нас творческая и дружелюбная атмосферана площадке, все работают на единственную цель – создать хороший фильм. Очень надеюсь,чтопозитивнаяатмосфера киногруппы перейдет и в картину.

- В начале разговора Вы сказали, что фильм еще и артхаусный. Будетли он интересен широкому зрителю, ведь не секрет, что артхаусные фильмы – больше на любителя?

- Не смотря на такой жанр, уже сейчасмы пытаемся его сделать максимально близкимнашему потенциальномузрителю. При чем – это прежде всего, думающему телезрителю. Думаю, что наш зритель – это ценитель красивого и качественного кино. К тому же мы рассчитываем не только на украинского, но и на европейского зрителя.

- Когда можно ожидать премьеры?

- Пока мы интенсивно снимаем, но если все пойдет по плану, то посмотреть фильм на большом экране можно будет уже в следующем году.

- Александр Викторович, вы режиссер со стажем, к тому же преподаватель. Нельзя не заметить, как оживился в последние годы украинский кинематограф после периода застоя. Только недавно мы увидели картины – “Столетия Якова“, “Незламна“, “Иван Сила“, “Гнездо Горлицы“ и много других работ. С чем связан такой необычный подъем?

- Несомненно, нельзя не заметить очень хорошую тенденцию в последние годы – государство начинает обращать внимание на собственное кинопроизводство. Меня, как кинематографиста, радуют новые законы о кино; мне нравится новая политика государства в плане кинематографии — наконец-то у нас в стране полноценно работают открытые питчинги Государственного агентства по вопросам кино. Так и должно быть.

Ситуация очень быстро меняется – государство принимает законы, вкладывает деньги, в итоге кинопроизводство поднимается. Чем больше будет разного по форме кинопродукта, тем скорее мы вернем украинского зрителя, который хочет смотреть свое кино. Может быть украинские фильмы и будут уступать европейскому или американскому кино в спецэффектах или дизайне. Но украинский зритель на то и есть украинский зритель – он хочет прийти в кино, увидеть украинскую картину украинского режиссера, с украинскими актерами в главных ролях, увидеть своих друзей или знакомых в массовке, увидеть родные пейзажи или архитектуру. Это нормально.

Например, в этом году на Одесском кинофестивале было представлено 48 украинских картин, большинство из которых уже имели мировые премьеры, участвовали в кинофестивалях.

Если так пойдет и дальше, очень скоро мир откроет украинское кино, как в свое время открывал Болливуд, азиатское или латино-американское кино. Мы, конечно, не можем вкладывать миллионы долларов, чтобы снимать блокбастеры, но весь секрет в том, что картина может быть и малобюджетной, но популярной и нашумевшей. Главное – идея, задумка, поиск чего-то оригинального, нестандартного. Кино – это такой вид искусства, где потенциал есть всегда.

Давайте вспомним, такие картины, как “Безумный Макс“ - при бюджете в 400 тысяч долларов она принесла создателям 100 миллионов. Немного меньше был бюджет у Джона Карпентера, когда он снимал свой “Хелоуин“ - в результате картина принесла 70 миллионов долларов. Картина «Ведьма из Блэр» вообще обошлась создателям в 22 тысячи долларов, но в прокате собрала более 200 миллионов.

- На Ваш взгляд, такая тенденция сохраниться? Ведь не секрет, что страна переживает не лучшие времена, сказывается кризис и нехватка средств.

- Я не могу загадывать так далеко, но мне хотелось бы, чтобы тенденция поддержки и развития украинского кино продолжалась и дальше.

- Не могу не спросить – а что сейчас в Украине с кадрами для кино? Тем более, что Вы преподаватель киноискусства.

- С 90-ых годов у нас в киноинститутахучили многоталантливыхлюдей, которые хотели делать кино. Но после получения диплома из-за отсутствия национального кинопроизводства они оказывались перед трудным выбором: кто-то дажеуходил из профессии, другие снимали рекламу и клипы. И когда сейчас государство начало вкладывать деньги в кино, они начали возвращаться в свою профессию. И судя по огромному количеству работ, представленных на питчингахв Госкино, эти люди еще не забыли, как делать кино и они готовы его делать очень профессионально.

Особенно мне отрадно, что некоторые мои ученики тоже снимают кино.
На самом деле у нас очень много талантливых людей, которые готовы работать – главное, их поддержать, запустить полноценное национальное кинопроизводство. Как видим, процесс пошел и теперь главное, чтобы он не остановился.

- Многие талантливые люди жалуются на полное непонимание со стороны власти и чиновников. Как у вас складываются отношения с Госкино?

- Судя по тому, что я увидел, Госкино решило пойти кинематографистам на встречу. Я присутствовал на питчингах, где и маститые режиссеры и начинающие представляли свои работы. Каждый мог показать и рассказать что-то. Все проекты оценивало независимое жюри, которое к Госкино отношения не имело – это в основном работники киноиндустрии, которые имеют авторитет в своем кругу. Все было открыто и честно. Действительно достойным проектам помогло государство. Сейчас все это в работе. Приятно отметить тот факт, что отечественные и даже зарубежные журналистыпроходят на съемочные площадки наших картин. Так что пока о фильмах в работе можно говорить только из СМИ. Но производство картины – это год-два, так что стоит набраться терпения и подождать.

- Украинский зритель готов ходить на украинское кино? Готов платить деньги в кинотеатрах, а не смотреть бесплатный пиратский контент?

- Думаю, что общество уже созрело. Люди начали больше интересоваться собственной историей, культурой, покупать товары собственного производителя. Почему они не готовы ходить на украинское кино? Думаю, что вполне.

Давайте представим ситуацию: картину снимает режиссер, за которым Вы, возможно, следите в социальных сетях, в ней снимаются ваши знакомые, эта картина снята в вашем городе и она о том текущем моменте, к которому Вы были причастны - может быть этот будет фильм, снятый в Вашем родном селе, о проблемах, которые близки Вашей семье. Вы хотите сказать, что не пойдете на этот фильм?

- Конечно, пойду.

- Давайте вспомним постулат, что кинематографисты – это инженеры душ. Наша нация закаляется, ей интересно украинское кино про нас самих.

- Есть ли у Украины шансы стать центром кинематографии? Не так давно я читала о Канаде, которая предоставляет льготы зарубежным продюсерам, если фильм снимают в Канаде с участием канадских актеров.

- Перспективы в этом плане есть. У нас довольно разнообразная архитектура – есть и новостройки, и старинные здания, не для кого ни секрет, что в Украине отличная природа – горы, море, леса, поля. К нам уже кинематографисты из разных странприезжали снимать кино. И если государство примет такие законы, задастся такой целью – я только за. Это будет огромный шаг в сторону Европы.

- Как воспринимают украинское кино в Европе?

-Можно судить по фестивалям и по наградам, что у нас уже есть своя ниша. Но ранее все это делалось собственными усилиями, без поддержки государства, а скорее даже вопреки ему. Поэтому однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Давайте поговорим об этом через пару лет.Сейчас идет мощная поддержка государстванациональному кинопродукту, плюс нам открыли дверь в Европу. Перспективы и хорошие инициативы у нас есть. Я думаю, что украинское кино имеет блестящие перспективы.

- Готовы ли украинские каналы транслировать украинское кино?

- Да, более того, из-за санкций и ограничений много каналов начало производство собственного контента. Появляются передачи, сериалы, фильмы – эфир нужно чем-то заполнять. И не старым или неинтересным, а таким продуктом, который привлекал бы зрителя, иначе зритель переключит на другой канал, который предложит что-то более интересное. Я рад, что началось производство программ и сериалов – значит идет возрождение национального кинопроизводства, есть рабочие места, кинематографисты имеют возможность работать, реализовать свой творческий потенциал, максимально проявить себя. Очень приятно, что сейчас отечественные телеканалы заинтересованы в украинском продукте.


- Какие главные проблемы сегодня чувствует украинский режиссер?

- У каждого свои проблемы. Мы постепенно переходим на европейскую и американскую модель кинопроизводства. Когда технической стороной вопроса занимается продакшн, экономическими вопросами занимаются дестрибюторы, прокатом занимаются прокатчики, а от режиссера требуется одно – творить. На питчинге мне очень запомнилась одна девушка. Когда ее спросили, почему она хочет получить от государства деньги на съемку, она ответила: потому что я хочу снять кино, но у меня нет денег. Мне, и моим родителям придется очень долго работать, чтобы заработать на фильм, нанять технический персонал. Да, так когда-то режиссеры, которые хотели снимать, и работали. Сейчас же проблем меньше, если хочешь – бери и снимай.