Другие названия праздника:

  • «День Григория и Михаила»,
  • «Григорьев день»,
  • «Григорий»,
  • «Печальница».

В этот день крестьяне обновляли постели, жгли старую солому из подушек и матрасов, набивали новой. На Заре купали детей для укрепления здоровья.

История праздника

Михаил родился в Сирии, в 10-м веке архиепископ Константинополя послал Михаила, чтобы он крестил князя Владимира. Встретились они в Корсуни и поехали в Киев. Считается, что он посетил много стран и распространял христианство ревностно где мог. Еще по преданию он приложил руку к строительству Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря.

Григорий парфянин, был епископом Великой Армении. Из-за того, что проповедовал Евангелие в 3-м веке, его садили в ров, в котором он провел 13 лет, а потом его освободили и помиловали. Из-за его подвигов армянский царь решил принять крещение, а значит и все армяне. Поэтому считается, что Армения – первая страна, которая приняла христианство на государственном уровне.

Традиции и обряды

На Руси верили, что сегодня лешие бушуют в лесу, так как буквально через пару дней им нужно будет прятаться под землю до весны. Поэтому они весь день воют звериными голосами, чтобы перекричать ветер, вырывают деревья с корнями и пугают зверей. «Леший мужику не брат, переломает кости получше медведя». Поэтому в лес старались не ходить

А еще люди пытались защититься на зиму от болезней, порчи и сглаза. Детей обивали на пороге колодезной водой с помощью серебряного решета. Порог был границей меду чужим миром и родным домом, а решето – это достаток и плодородие, имеет связь с солнцем, небом и землей. Так что вода получает лечебную силу.

А еще сжигали соломенные постели, но только молодые женщины. Из матрасов вытряхивали старую солому, относили в овин и поджигали. Люди верили, что так они уберегут себя от болезней, наговоров, сглазов и порчи. А по вмятинам на матрасе можно было узнать, с какими органами у человека проблемы.