2 апреля во многих городах мира проводятся флешмобы и акции с одной важной целью - обратить внимание общества на проблемы людей с аутизмом. Это день объединения, толерантности и поддержки. День, когда в небо запускают воздушные шарики голубого цвета и подсвечивают синим известные здания в мире, такие как Эйфелева башня в Париже, Биг-Бен в Лондоне.

#Українаублакитному

В Киеве, Львове, Запорожье и других городах страны люди надевают вещи голубого или синего цветов в поддержку детей с аутизмом. Все чаще родители слышат фразу: "Ваш ребенок не такой". И зачастую слишком поздно. В этом одна из главных проблем в Украине – острая нехватка специалистов, которые бы в раннем возрасте смогли определить диагноз аутизм.

Фонд Shine of Hearts, 02.04.2019, Певческое поле, Киев

"В Украине, к сожалению, еще не развита ранняя диагностика, как в США, например, где это возможно выявить еще в колыбели, - комментирует для "Знай.ua" практический и медицинский психолог, логопед Ольга Березовская. - В основном диагностируют аутизм после трех лет - и в этом пережитки прошлого. Нет достаточной информированности социума и подготовки врачей: о том, как распознать вовремя и к кому обращаться".

Популярные статьи сейчас
Одни уедут, другие не доживут: как изменится Украина в ближайшие 15 лет Днепровская девушка-хатико вернулась, но теперь она нападает на людей Украинские пенсионеры получат по 500 гривен "бонуса": кто в списке "летних" счастливчиков Показатели счетчика станут недействительными: потребителей предостерегли от неприятностей с платежками
Показать еще

Ольга Березовская

Ольга - одна из основателей киевского коррекционного центра “Наши дети”, который создан для детей с особенностями развития. В центре используют различные методы работы: АВА-терапию, песочную, игровую, аналитическую терапии, логопедический массаж.

“За последние годы аутизм стал уже достаточно популярным диагнозом, и мы встречали его там, где на самом деле его не было. Очень часто путают какие-нибудь речевые нарушения с аутизмом”, - отметила Ольга.

Аутизм - не болезнь

“Болезнь - это то, что лечится, - говорит психолог. - А это набор определенных качеств. Люди с аутизмом разные, так же как и все люди разные. Но есть объединяющие характерные черты, по которым можно судить, что это аутизм”.

Социализация - одно из основных направлений, которым занимается центр “Наши дети”. Это развитие навыков у детей: самообслуживания, коллективной игры, взаимодействия и коммуникации. Подготовка к детскому саду, школе и инклюзивным классам.

“Работа с детьми в центре происходит следующим образом: на каждый день свое расписание, все четко и понятно для детей. Группы маленькие - до 8-ми человек”, - объясняет Ольга.

Коррекционный центр Наши дети

Как распознать первые признаки аутизма, как помочь ребенку пройти социализацию, с какими трудностями сталкиваются родители - на все эти вопросы “Знай.ua” ответила Инна Сергиенко, мама доброго, талантливого и очень умного 12-летнего мальчика с аутическим спектром.

Инна и Миша Сергиенко

Миша - открытый и любознательный. Он немного иначе воспринимает мир, но такой же обычный подросток, как и его сверстники. Инна же свою жизнь посвятила не только воспитанию и развитию сына, но и работе с другими детьми-аутистами. Она учредитель Международного благотворительного Фонда помощи детям с синдромом аутизма “Дитина з майбутнім”.

Расскажите, как вы узнали о диагнозе Миши?

Мише было два года, а он все никак не начинал говорить. До этого мы почти ничего не знали об аутизме, но израильские врачи поставили нам именно этот диагноз - рассказали, что и как делать, и мы вернулись домой. Начался новый этап - восприятия этого диагноза: поиски специалистов и учреждений, где можно получить помощь. Но в Украине с этим все было очень печально, поэтому вскоре, изучив вопрос, мы постепенно начали становиться экспертами, создали международный благотворительный фонд, открыли первый детский сад полного дня для детей с аутизмом “Дитина з майбутнім”, потом распространяли информацию об аутизме, работали с законодательством, обращали внимание чиновников на эти проблемы и достигли значительных успехов.

Не менее успешными были и наши старания помочь Мише - сейчас он обычный подросток, который учится в школе с углубленным изучением английского языка. Он даже староста класса! У него много увлечений. Он добрый и открытый человек. Но только мы знаем, сколько за этим ежедневной работы и усилий.

Как вы думаете, почему информация об аутизме в Украине распространяется на достаточно среднем уровне?

Я не совсем согласна, что информация об аутизме распространяется на среднем уровне. Возможно, я нахожусь в профильных сообществах, и из-за этого мне кажется, что информации на самом деле очень много. Информация распространяется под запрос, а количество диагностированных детей с аутизмом не так велико, чтобы она распространялась более широко. Те, у кого в семье аутист, или специалисты, или родственники, при желании всегда найдут то, что им надо по теме. Они же информацию запрашивают, они и делятся ею.

Что в первую очередь нужно знать обществу об аутизме?

Обществу нужно понимать, что детей с аутизмом с каждым днем становится все больше и больше. Также существует большое количество взрослых людей с аутизмом, часть которых живет без официально поставленного диагноза. Поэтому нам нужно учиться жить с ними и понимать их. Ведь мы, обычные люди, тоже все разные. В этом многообразии и кроется секрет выживания нашего мира. Сейчас началась эра новых технологий, которые требуют нового типа людей. Вполне возможно, что аутисты как раз ими и являются.

Как распознать первые признаки?

Есть ряд общих признаков - ребенку не нравятся прикосновения, зрительный контакт, повторяющиеся движения и многое другое. Но это те признаки, которые не очень легко отловить в повседневной жизни. Аутизм - это набор определенных признаков из разных областей коммуникации. И легче всего сверяться с нормами возрастного развития.

Аутизм проявляется в первые три года жизни ребенка. Чем раньше начать терапию, тем благоприятней прогноз, говорят врачи. Куда бежать в случае, если выявлены первые признаки?

У нас этим занимаются психиатры, поэтому к ним и нужно обращаться в первую очередь.

Как вести себя с ребенком с особыми потребностями?

Любить его и понимать. Помнить, что этот ребенок очень чувствительный и чувствует любую фальшь. Приходится иногда консультировать родителей, которые не могут принять своего ребенка таким, каким он есть. Дело в том, что мамы часто трактуют поведение ребенка как нелюбовь к себе. Например, ребенок закрывает ей рот, когда она поет колыбельные. Мама думает, что ребенку не нравится ее голос, а ему просто громко, но сказать это он не может. Если у ребенка проблемы с ощущением своего тела, то он не обнимает, не разрешает себя обнимать и не смотрит в глаза. Конечно, родителям это очень трудно. Но если они понимают, какой их ребенок, почему он делает именно так, принимают его таким, то все будет хорошо. Такие дети приходят в жизнь родителей, чтобы помочь им измениться в лучшую сторону.

Какое образование может получить ребенок-аутист?

В крупных городах много частных центров. Есть государственные центры реабилитации, которые тоже дают определенное количество часов помощи. Есть закон про инклюзию, благодаря которому детей с особенностями берут в детские садики и школы. Но ее еще нужно выстраивать, поскольку нет сопровождения специалистов, нет специально адаптированной литературы под таких детей. Проблема в том, что из-за недостаточности сопровождения появляется в обществе некое противостояние инклюзии. Это происходит из-за того, что в садик приходит особенный ребенок и другие дети начинают копировать его поведение. Если родители этим ребенком занимаются, если есть сопровождение, то все нормально. А если семья просто отдала ребенка в сад и забыла о том, что им все равно нужно заниматься - таких детей часто пытаются изгнать из детского коллектива, поскольку он может обижать, мешать.

Проблему могла бы решить система подготовки детей к инклюзии, ведь не каждому хорошо сразу попадать в обычную учебную среду. Я считаю, что для этого нам необходимо перепрофилировать спецшколы в центры подготовки к инклюзии. Чтобы ребенок, попав в спецшколу, не был приговорен к ней навсегда, а чтобы его время от времени тестировали и по готовности переводили на инклюзию.

Семья Сергиенко

Как проходит обычный день из жизни Миши: чем он любит заниматься, интересоваться? Есть ли сложности?

В будний день Миша встает достаточно рано – в 6-6:30. После туалетных процедур он может доделать уроки, почитать или поиграть на компьютере. После завтрака идет в школу, где он находится до 15:00. После уроков он возвращается домой, обедает и переключается на те же игры или чтение, чтобы немного отойти от школы. В определенные дни Миша ходит на плавание и музыку, компьютерные курсы для детей с аутизмом. Сейчас на самом деле у него очень много времени уходит на подготовку домашнего задания. Тем более Миша староста класса, и у него есть общественные проекты, которые он с одноклассниками делает либо в школе, либо дома. Конечно, есть и сложности в его ежедневной жизни. Ему трудно в классе, потому что он другой. И это не плохое отношение или травля, просто он не понимает, как быть не таким серьезным. Ему трудно пошалить с ровесниками, сложно расслабиться – он всегда в напряжении.

Говорят, что люди с таким диагнозом видят мир иначе, можете рассказать подробнее?

Они воспринимают мир иначе, а это намного шире. Мы все, когда на что-то смотрим, что-то слышим, ощущаем, не даем этому оценку до тех пор, пока это не попадает в наш мозг. Только там проходит оценка информации. У нас есть много оптических, слуховых и других иллюзий, которые нам доказывают, что даже если мы знаем, что это не так, то видим все равно так. Мы не можем это переломать, потому что наш мозг определенным образом собирает информацию, выстраивает ее и применяет разные фильтры. Есть версия, что у аутистов эти фильтры работают хуже, чем у нас, и соответственно в их мозг попадает больше неотфильтрованной информации. Поэтому их мозг больше перегружен, но вполне возможно, что это дает им более объективную картину мира. А возможно и наоборот. Поэтому у каждого человека это очень индивидуально. Но в любом случае аутисты более чувствительны, более подвержены стрессу.

Так почему 2 апреля надевают вещи и запускают шарики именно голубого или синего цветов? Все просто - диагноз аутизм встречается намного чаще у мальчиков, чем у девочек, утверждают специалисты.

Фонд Shine of Hearts, 02.04.2019, Певческое поле, Киев

Также символом поддержки людей с аутизмом является пазл. Многим сложно найти свое место в общей картине мира, страшно довериться кому-то, трудно подружиться. Но мозаику отношений можно выстроить! Нужно всего лишь протянуть руку помощи!

Татьяна Богданова, Юлия Абрамова

Напомним, ранее подростковый аутизм предложили лечить легким наркотиком.

Как сообщал портал "Знай.ua", ученым удалось сделать уникальное открытие о структуре мышления людей с аутизмом.

Также "Знай.ua" писал о том, как работает инклюзивное образование в Украине.