Реформирование и усовершенствование медицинской реформы важное звено, которое так или иначе сказывается на каждом из нас. Первый этап трансформации медицины мы уже ощутили на себе. Второй этап грядёт в 2020 году, и он будет направлен на нововведения в больницах и поликлиниках. Третий этап трансформации будет представлять собой введение лицензирования врачей, что будет свидетельствовать о высоком качестве обслуживания и предоставления медицинских услуг. Современное реформирование медицины будет проходить по новой модели финансирования Национальной службы здоровья Украины. Благодаря новой модели финансирования пациенты обретут чёткое понимание, какие медицинские услуги они смогут получить бесплатно, а за какие по-прежнему необходимо будет платить. Современной медицине и людям которые должны её пользоваться не слишком то и посчастливилось ведь на их плечи грянули сразу несколько перемен, привыкнуть к которым необходимо время и определённое понимание.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Хочется напомнить, что ещё в 2017 году Верховной Радой после длительных споров и горячих дискуссий был принят закон о медицинской реформе в Украине. Тогда был изменён подход к финансированию медицинской помощи при котором «деньги шли за пациентом» и чтобы эти финансы подтянулись необходимо было выбрать врача первичной медицины это семейный врач либо педиатр для ребенка. С этим семейным врачом или педиатром необходимо подписать декларацию за каждую из них медицинское учреждение получает 370 грн. Умноженные на возрастной коэффициент.
Появилась также программа государственных гарантий согласно которым пациент получал не только медицинскую помощь, но ещё и лекарственные средства, которые финансируются государством и заложенным бюджетом. На медицинской арене появился новый орган НСЗУ – национальная служба здоровья Украины, деятельность которого направлена на диалог с поставщиками медицинских услуг, а также на оплату тех самых услуг. Приведённая ниже статья расскажет о всех наведениях и что в целом представляет собой медицинская реформа.
Медицинская реформа в Украине
С 1 июля 2019 в Украине стартовал второй этап медицинской реформы. Согласно этому этапу предусматривается оплата за государственный счёт вторичной медицинской помощи, в частности, предоставление консультации специалистов, бесплатные анализы и исследования. Не только вторичная медицинская помощь, а в целом на медицинское обслуживание правительством задекларированы 56 видов диагностических услуг, которые должны оплачиваться в отношении каждого человека в районной и городской больнице. К примеру, если одно медицинское учреждение сделало обслуживание для 100 человек и провело УЗИ 100 раз, соответственно она получит финансирование за эти 100 услуг. Если же другое медицинское учреждение сделало всего 10 аналогичных процедур, то соответственно и их доля финансирования будет в 10 раз меньше. С таким подходом Украина перестанет терять специалистов, в частности у медиков будет больше желания что-то делать для своих пациентов, а не как часто бывает, когда приезжает машина скорой помощи, к пациенту поднимаются уставшие и не замотивированные врачи, у которых как такового и нет желания что-то делать. Законодательство второго этапа реформы также подразумевает под собой тот факт, что врач по необходимости должен дать направление пациенту к узкопрофильному специалисту, но он не должен давать направление к конкретному врачу. То есть сам пациент должен решать кто станет его лечащим или профильным врачом. Семейная медицина уже неоднократно показала украинцам о необходимости иметь своего семейного врача, который в экстренный момент направит к соответствующему специалисту.
Чего ждать от изменений в современной медицинской реформе
Как уже сказали, третий этап медицинской реформы ознаменуется введением лицензирования врачей, что будет гарантировать более профессиональный подход и качественное предоставление медицинских услуг. Права и законы свидетельствующие и лицензировании являются признанием государства, что этот специалист может заниматься своей профессией. Также это своеобразная защита ведь лицензированных врачей нельзя просто так уволить, а также нельзя не предоставлять им работу. Для пациентов плюс в лицензии в том, что, если они не довольны работой и предоставлением медицинских услуг того или иного специалиста – они могут пожаловаться в лицензионный совет. Жалобы будут рассматриваться соответствующим советом в результате чего специалист может быть оштрафован, ему могут предложить пройти дополнительное обучение или же лишить лицензии по ряду нарушений.
Наличие лицензированных врачей на глобальном государственном уровне внесёт понимание сколько специалистов трудятся на своих местах на самом деле и какие специальностей ещё не хватает для полноценной медицинской профильной картины. Что касается ныне существующего медицинского реестра так он уже очень устаревший, последние новости и данные в него никто не вносит, в итоге в него по-прежнему внесены те врачи, которые уже не работают на своих местах, а также есть в списках люди, которые одновременно занимают несколько должностей одновременно.
Также будут иметь место продление договоров с НСЗУ. Как уже было установлено ранее в рамках этой программы будет проведено финансирование по прямым договорам с медицинскими учреждениями. Согласно установленным наведением больницы по хозяйственному кодексу Украины будут неприбыльными предприятиями. При этом больницы вправе сами распоряжаться своими финансами, составлять отчёты, графики, финансовые планы, а также формировать зарплату своих сотрудников.
Те больницы, которые по различным причинам не заключат соответствующие договора с НСЗУ не смогут получать финансирование из государственного бюджета и должны будут сами искать другие способы финансирования.
Продолжением реформы станет программа медицинских гарантий. В этой программе будет предоставление услуг по 6 направлениям: первичная помощь, спец амбулаторная и стационарная помощь, экстренная и паллиативная помощь, а также реабилитация. Продолжиться модель оплаты, согласно которой «деньги направляются за пациентом. В первичном звене, которое стартовало в 2017 году этого удалось добиться всего за один год. Но для специализированной помощи на это понадобиться значительно больше времени. Специалисты прогнозируют, что полноценного перехода на такую модель оплаты можно ждать в течении двух-трех лет.
Пациентам необходимо будет понять для себя какая им необходима услуга: экстренная или же плановая. Если процедура экстренная, то всю их стоимость покрывает НСЗУ, так как экстренные процедуры входят в программу медицинских гарантий. Поэтому прейскурант и любые тарифы должны отсутствовать на проведение экстренных услуг. Экстренная помощь оказывается пациенту, даже если у него нет составленной декларации с семейным врачом, а для плановых процедур необходимо наличие подписанной декларации с семейным врачом.
Чтобы НСЗУ оплатила плановые медицинские услуги, то обязательно должно быть направление, которое можно получить у семейного врача, либо у врача специалиста. Соответственно в этом вопросе и нужна декларация с семейным врачом. Когда пациент обращается за той или иной услугой в выбранное им медицинское учреждение необходимо обращать внимание на тот факт, есть ли в выбранном медучреждении знак НСЗУ и соответственно ознакомиться со списком услуг, которые покрываются. Если есть знак НСЗУ и список услуг значит в этом учреждении работает программа медицинских гарантий. На плановые медицинские услуги запись проводиться в режиме онлайн, получить заказанную услугу можно в указанное время и у конкретного врача. Если же за оказанную услугу потребовали оплату или некачественно её выполнили, то пациент может оставить свою жалобу на горячую линию НСЗУ. Номер горячей линии 16-77.
Но стоит также отметить, что программа медицинских гарантий не будет покрывать всех услуг. То есть специалисты абсолютно законно могут взымать соответствующую плату за проведение определённых услуг. В первую очередь дополнительная плата будет взыматься за услуги, которые не связаны с медицинской помощью, а связаны с дополнительным обеспечение. Например, это будет улучшенный сервис, палата в которой будет находиться пациент, а также предоставляемое питание и ряд других услуг, которые не связанны с медицинским лечением. То есть, медицинский персонал обеспечивает пациента дополнительными удобствами и за это получает прибыль.
В программу медицинских гарантий не будет входить стоматология (только детская и ургентная). Официальный сайт министерства здравоохранения ещё не опубликовал текст, где будут цены и полный список предоставляемых услуг НСЗУ.
На первичном звене вся система будет электронной. То есть получить любое направление к выбранному врачу можно будет через интернет. Обещается внедрение е-больничных, е-рецептов и прочие необходимые элементы.
Ещё одним приятным нововведением для пациентов станет то, что в единое медицинское пространство будут включены заведения, которые совсем недавно считались «клиниками для избранных людей». В частности, сейчас речь идёт о киевской клинике «Феофания», а также о учреждениях Академии медицинских наук, после реформирования в этих лечебных учреждениях смогут лечиться все желающие пациенты. По мимо этого и другие частные клиники также будут подписывать договора с НСЗУ. Обещается, что оказание и получение медицинских услуг будет на высшем уровне, а цена доступной для любого слоя населения.
Произошла задержка с программой «Бесплатная диагностика». Эта программа является элементом ранее озвученной программы медицинских гарантий, она должна была стартовать в 2019 году. Но проект так и не стартовал. В Минздраве пояснили, что для этого необходимо ещё ряд действий, после выполнения которых программа начнёт действовать. Министерство здравоохранения, уточняет и подчеркивает, что эти услуги будут оказываться вместе с общими медицинскими гарантиями с 1 января 2020 года.
Роль страховой медицины
Некоторые пациенты и пользователи задаются вопросом не потеряет ли свою суть страховая медицина. Хотя по факту у нас и нет как такового медицинского страхования. В Минздраве поднимался этот вопрос наряду с вопросом о программе «Бесплатной диагностики». Ещё год назад чиновники утверждали, что никакого дополнительного страхования кроме как того, которое оплачивает государство не требуется, а сейчас к этой теме стали уделять заметный интерес.
Как правило медицинская страховка входит в обязанности оформления социального пакета сотрудников крупных компаний, отдельно такие полисы граждане не торопятся приобретать. В самом министерстве считают, что страна и современное положение дел в ней не готовы принять общеобязательное социальное медстрахование. Поэтому только в 2020 году появиться хоть какое-то понимание о необходимости этой услуги. Это произойдёт тогда, когда появится первый минимум гарантированных государством медицинских услуг на всех уровнях. Поэтому медицинское страхование станет следующим вопросом и этапом в реформе после гарантированного пакета услуг от государства иначе нет смысла развивать рынок страхования без соответствующей реформы. Как и ранее для обсуждения этих вопросов будет проведен форум, где соответствующие специалисты найдут решение, которое хочется верить будет выгодным для населения.