В последнее время случаи ДТП с участием таксистов случаются все чаще. А случаи самовольно увеличенной стоимости проезда в авто, вызванном в популярных сейчас электронных приложениях, тоже заметно растут – об этом свидетельствуют комментарии негодования, освещенные в соцсетях. Но, как оказалось, ситуация еще хуже. Общую картинку по столице презентовали эксперты завершенного исследования "Рынок такси в г. Киеве: состояние, ключевые игроки, перспективы и вызовы", проведенного специалистами Украинского Института анализа и менеджмента политики на протяжении сентября-декабря 2019 года. Подробности узнавали Знай.ua.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
На рынке столичного такси – более 85 % нелегалов
Полученные цифры отображения реального количества "нелегалов на колесах", которые ежедневно обслуживают тысячи пассажиров, откровенно поражают.
"На рынке такси в Киеве сегодня задействовано около 25 тысяч водителей, из которых лицензии есть только у 5 – 12 %. Остальные же предоставляют услугу вне правового поля. Наш анализ основан на базе открытых источников, поскольку на все, разосланные нами запросы, не предоставила ответ ни одна из существующих компаний-перевозчиков. А половина из них, вообще, имела фиктивный адрес", – отмечает эксперт Украинского Института анализа и менеджмента политики Даниил Богатырев.
Согласно данным исследований, оборот рынка такси в столице оценивается в 4, 8 млрд грн в год, а это значит, что годовой объем теневого рынка составляет от 4, 2 до 4, 5 млрд грн.
"Львиную долю такси Киева занимают компании-агрегаторы, самые известные из которых Uber, Uklon и Bolt. По состоянию на 2019 год, в их электронных базах в столице зарегистрировано около 20 тысяч водителей, или 80 % от всех таксистов города. Некоторые компании позиционируют себя, как поставщики информационных услуг, а не как перевозчики, с чем и связан ряд последствий: они официально не оформляют своих работников, а подсоединение к их базам не требует наличия лицензии", – отмечает соавтор исследования Даниил Богатырев.
Вопрос безопасности – острейшее
Поскольку Укртрансбезопасность и Нацполиция не ведут отдельную статистику относительно конкретного количества ДТП с участием водителей тех или иных компаний, в рамках исследования был проведен мониторинг аварийности такси на основе сообщений в СМИ и соцсетях.
"Абсолютными лидерами по аварийности в Киеве с 2014 по 2019 годы стали компании-агрегаторы. На втором месте – такси, у которых нет названия, их авто не имело опознавательных знаков, но которые зафиксированы именно как служба такси. А минимальная аварийность наблюдается у компаний, которые имеют лицензию. Если по Украине случается около 1500 ДТП с участием такси в год, то в Киеве – около 187 случаев", – отмечает эксперт УІАМП, соавтор исследования Ева Антоненко.
В свою очередь, исследование доказывает, что наиболее популярными среди пассажиров являются именно представители компаний-агрегаторов – по словам экспертов, это связано с удобством их сервисов, в частности мобильных приложений. А вот на остальное, на самом деле, весомые показатели люди не обращают внимание, а это – наличие техосмотра, прохождении водителем медицинского осмотра и тому подобное.
"Статистика, которая есть в целом по количеству аварий с погибшими и тяжело травмированными, по стране – крайне ужасная. Только за 9 месяцев этого года в ДТП по стране зафиксировано свыше 2400 погибших и 23, 5 тысяч человек, которые получили травмы. Киев перегружен, инфраструктура нуждается в развитии, а среди водителей такси не более 12 % ездят легально, а остальные – это сомнительные люди, большинство из которых только зарегистрированы анонимно в электронном приложении. Нелегальные перевозки – это "болезнь" Украины, поэтому сейчас крайне необходима реформа в данной сфере", – подчеркивает эксперт по безопасности Сергей Шабовта.
Нужны изменения в законе
Деятельность перевозчиков такси Украины регулируется законами "Об автомобильном транспорте" и "О дорожном движении" – они определяют, что перевозчик, или водитель такси, должны иметь лицензию на свою деятельность, а его авто обязательно должно проходить технический контроль.
"В последние годы количество водителей, которые обращаются за оформлением лицензии, уменьшается. Однако, общее количество водителей заметно возросло – в сравнении с 2014 годом, где-то на 5 тысяч человек. Одной из причин данной тенденции является возможность пойти простым путем и присоединиться к электронной базе одного из агрегаторов, или сразу к нескольким – как делает большинство водителей", – говорит эксперт Украинского Института анализа и менеджмента политики Даниил Богатырев.
Но обязать всем известные компании-агрегаторы работать, как лицензированные перевозчики, так просто не получится.
"На сегодняшний день, заставить работать по лицензии компании-агрегаторы нельзя. Самая главная причина – это то, что у них отсутствует собственный автопарк, что обязательно должно быть в наличии у каждого официального перевозчика. Но вполне возможно внести их в соответствующей статье закона, объединив единым общим термином – скажем, посредниками между пользователем и перевозчиком, в то время предусмотрев для них конкретные пункты ответственности и обязательные правила выполнения", – отмечает глава "Украинской таксомоторной ассоциации"Андрей Антонюк.
Стоит отметить, что результаты данного исследования, а также выводы и предложения экспертная группа отправит на рассмотрение Кабмина, Верховной Рады, Укртрансбезпеки, КГГА и ГУ Нацполиции в г. Киеве.
Поэтому о дальнейшем развитии событий читайте на портале Знай.ua