Еще 40 лет назад одна известная советская певица исполнила песню первоклассника, которая начиналась словами: «Нынче в школе первый класс, вроде института». И действительно, с течением времени программа обучения в школе изменилась коренным образом. От сегодняшнего третьеклассника требую больше знаний, чем от выпускника института начала ХХ столетия. В свете ежегодного увеличения нагрузки на каждое новое поколение первоклассников, а также недавней образовательной реформы, вопрос «готовности ребенка к школе» приобретает особое значение. О том, какими компетенциями должен обладать современный школьник, мы поговорили с директором столичного детского сада «Лелека» Аллой Белисовою.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяЧто входит в понятие подготовки ребенка к школе?
«Успешное обучение в школе возможно лишь при условии, что на момент поступления ребенок уже приобрел соответствующий уровень личностного, интеллектуального и физического развития. Все эти факторы в совокупности и определяют «готовность ребенка к школе».
Что именно входит в понятие «интеллектуальная и физическая готовность»?
«Действительно, следует четко понимать этот «термин», поскольку работать над развитием интеллекта можно по-разному. Например, исходя из работ Льва Выготского (известный психолог, основатель когнитивной психологии), родителям следует понимать, что под интеллектуальной готовностью ребенка к школе следует понимать не сумму знаний по различным учебным дисциплинам, а уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Процессы мышления и речи связаны между собой. Уровень речи отражает уровень процесса мышления и общего психологического состояния ребенка.
Рассматривая только этот (интеллектуальный) компонент мы получаем огромное количество задач, которые следует реализовывать не только на занятиях, но в повседневной жизни.
Личностная готовность ребенка к школе - очень важный компонент психического развития будущего ученика. Она проявляется в отношении дошкольника к обучению, учителям и даже к самому себе. Ребенок, идя в школу, должен быть готов к изменениям, новым отношениям, а главное - к интеллектуальному труду.
Под физической готовностью ребенка следует понимать умение активно участвовать в различных видах двигательной деятельности, самостоятельно используя свой опыт двигательных действий в различных условиях, а также развитие физических качеств и двигательных способностей: скорости, реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, точности координационных движений».
Иногда мы видим такую картину: малыш не стал первоклассником, он в отчаянии, а его родители - тем более. Они рассказывают, что их ребенок прекрасно читает, учит английский язык, но учителя отказали или настойчиво рекомендовали прийти в следующем году. В чем может быть причина такого отказа?
«Вероятнее всего, что во время собеседования с будущим первоклассником учитель или психолог обнаружил не готовность одной из составляющих, о которых мы говорили ранее. Таким деткам наше заведение предлагает группу, которая непосредственно готовит ребенка к школе. Там учатся дети, которые уже закончили старшую группу, но в школу они не пошли. После собеседования с ними, наш учитель составляет индивидуальную программу развития такого малыша и всего класса в целом и во время всего учебного года активно работает над достижением положительных результатов. Рядом с интеллектуальной нагрузкой (обучение грамоте, развитие речи, математика, логика, английский язык, естествознание) мы развиваем память, внимание, воображение, мышление, фантазию и творчество, а также занимаемся активным физическим развитием ребенка.
Таким образом, наше учреждение готовит ребенка к школе всесторонне, максимально подбирая те учебные предметы, которые полностью и эффективно влияют на развитие каждой из составляющих, а значит идеально готовит ребенка к школе».
Неужели возможно подготовить ребенка к школе неправильно?
«Да, действительно, это возможно. Среди распространенных ошибок - приоритетность в развитии интеллектуальной готовности. Родители хотят, чтобы их ребенок был ну просто «гением» в школе, загружая его интеллектуальной программой настолько, что дети придя в первый класс, уже ненавидят сам процесс обучения. Они от него устали, поэтому избегают его, переключаясь на игру».
Соответственно, существует и правильный вариант. В чем он заключается?
«По нашему мнению, правильно - это значит профессионально. Если вы умеете создавать мосты строить железную дорогу, не факт, что вы сможете так же ловко и искусно учить учеников. Для этого нужно обладать умениями и знаниями по различным учебным дисциплинам и психологии. Кроме того, что это дело должен выполнять профессионал (а у нас он даже не один), еще нужно придерживаться принципов обучения и воспитания - научности, систематичности и последовательности, сознательности, активности и самостоятельности, наглядности, основательности, связи обучения с практической деятельностью, доступности обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся, эмоциональности обучения».
Почему ваши методы обучения можно считать лучше других?
«О том, что мы готовим детей лучше, нам говорят родители наших выпускников и те учебные заведения, в которых они пошли дальше учиться. Но это не значит, что мы зазнались и перестали работать над усовершенствованием нашей работы. Сегодняшние дети требуют новых методов обучения и новых технологий в работе, где классно-урочная система не является основой в учебно-воспитательном процессе. В нашей работе мы широко используем целый ряд элементов и приемов из самых известных методик. Детей много, они разные, но и мы не одинаковы».