Ряд нынешних летних затоплений накрывала столицу. И участок археологических раскопок на Почтовой площади, к сожалению, тоже неоднократно страдал от сильных ливней. Однако, кроме природной стихии, на появление потопов влияют еще технические причины - так, находки времен Крещения Киевской Руси, уже дважды заливало в результате прорыва водопроводных труб и неработающей дренажной системы. Не успел исторический участок просохнуть от августовского прорыва, как сегодня произошел еще один. Знай.ua узнавали, кто виноват в беспощадных подтоплениях невероятно ценных исторических находок и к каким последствиям это может привести.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
Система водоотведения проложена с нарушениями
В этом году - это уже четвертое существенное затопления исторического участка. Дважды оно происходило в результате сильных ливней, а дважды - от технических неисправностей.
"Подтапливать раскопки начало еще осенью 2017 года. Однако, в этом году ситуация ухудшилась после недавнего прорыва магистрального водопровода, поскольку образовался проход для воды в сваях транспортной развязки. И теперь во время каждого дождя вода использует этот "проход" для того, чтобы подтапливать раскопки. Поэтому теперь кроме естественного пути попадания в участки, появился еще и этот", - рассказывает краевед, председатель ОО "Общественное движение "Почайна"" Аннабелла Морина.
А происходит это вследствие того, что не работает нормально дренажная система и система водоотведения на этом участке. Работники "Киевводоканала", которые приезжали после первого прорыва магистральной труби и были сегодня, рассказали, что строительная организация при прокладке водопроводной сети не выполнила герметизацию футляров в колодцах, поэтому вода выходит не на поверхность, как должно быть, а спускается вниз. А здесь, собственно, нарушена работа дренажной системы, в чем убедились сотрудники МЧС, которые исследовали ее после прорыва водопровода.
"Инвестор и представители заказчика торгового центра КП "Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений г.Киева", которые отвечают за участок, согласно условиям инвестиционного договора, рассказывают о том, что здесь работают насосы на поверхности, которые имеют откачивать воду. С прошлого года работу их совершенно не видно - вода заливает раскопки. Лишь после того, как это происходит, они в ручном режиме откачивают насосами воду", - подчеркивает глава ОО "Общественное движение "Почайна"".
Боричев спуск XI - XII вв. - уже частично размыт
Если говорить об убытках, то, по прошлогодним подсчетам археологов, стоимость 2 метров культурного слоя, который могли повредить в результате укладки пола торгового центра, составляет около 72 млн грн.
"Сейчас этот культурный слой уже размывает. К тому же отсыревают находки, которые были здесь обнаружены - в частности, Боричев спуск, там где он выходит из центральной улицы Подола, XI - XII в. Его нижний слой уже размылся, отсырел - убытки уже, вероятно, достигают миллионов гривен, а если смотреть на ситуацию с точки зрения уничтожения истории, то потери гораздо больше", - говорит Аннабелла Морина.
Борьба за сохранение истории
Чтобы решить проблему, сейчас необходимо привлечь к ответственности тех должностных лиц заказчика строительства КП "Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений г. Киева", которые отвечает за сохранение и консервацию находок, согласно распоряжению КГГА 2015 года.
"Согласно всем Государственными строительными нормами, такого не должно быть. На этом участке обязательно должна работать система водоотведения. Они своей халатностью создают намеренно аварийную ситуацию и, судя по всему, подводят к тому, чтобы и находки были уничтожены. Или под видом "улучшения" ситуации вышли снова на объект строители и начали устанавливать противоаварийную плиту", - говорит краевед, председатель ОО "Общественное движение "Почайна"" Аннабелла Морина.
Борьба активистов за "сухость" участка с ответственным за ее состояние коммунальным предприятием продолжается еще с прошлой осени. Уже тогда был подан соответствующий иск в прокуратуру.
"Поскольку власть на запросы инициативной группы по поводу проведения мониторинга этого объекта вообще не отвечает, то за это уже должны взяться другие компетентные органы. Эксперты должны оценить ущерб, нанесенный в результате халатности КП" Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений г. Киева".
В независимую экспертную комиссию должны войти специалисты, которые занимаются реставрацией и консервацией исторических находок.