С каждым годом столичные холлы становятся все "забрендованнее", а путевые и эскалаторные стены сейчас пестрее детских раскрасок. Насладиться видами Днепра теперь туристы могут разве что через расклеенные на окнах и дверях рекламные картинки. Суши, телефоны, службы такси, кредитные предложения - куда ни глянь, везде пиар-объявления. Но если для пассажиров это просто надоедливые картинки, то для города - это обеспечение непрерывного потока денег. Знай.ua решили исследовать, какие прибыли приносит в бюджет безумное количество все новых и новых рекламных блоков, которыми буквально покрытые сейчас станции и вагоны метро.

Транзитом - в бюджет

Принцип зарабатывания денег на всех разновидностях брендированных блоков - от стен до флажков на колоннах станций - заключается в том, что участки киевской подземки сдаются в аренду компаниям, которые, в свою очередь, уже занимаются размещением рекламы. Сам же КП "Киевский метрополитен" выступает в роли балансодержателя.

"Если говорить об объеме средств, поступивших в бюджет от сданных в аренду участков в столичной подземке и вагонах метро, ​​то, по сравнению с предыдущими годами, наблюдается рост доходов. В 2015 году поступило 22 млн грн, в 2016-м - 24 млн грн, в 2017-м - 267 млн ​​грн и за 7 месяцев 2018-го поступило 17, 4 млн грн.", - отмечает начальник управления по вопросам рекламы КГГА Александр Смирнов.

Никаких средств, при этом, не направляется в КП "Киевский метрополитен" и не остается в КП "Киевреклама" - последнее, в свою очередь, заключает договора и следует за своевременным поступлением средств.

"Все средства, которые поступают по праву пользования местами для размещения рекламы в г. Киеве - будь то объект наружной рекламы, будь то объект, расположенный на территории метрополитена, они все направляются на счета КП "Киевреклама" и в течение суток в  100% -ном объеме попадают на счет казначейства, то есть в местный бюджет", - рассказывает начальник управления по вопросам рекламы КГГА.

Соответствующий процесс "потока" средств действует с конца 2016 года, согласно соответствующим решением Киевсовета. А с 1 января 2019 планируется внесение изменений в местный порядке, которые будут определять прямые поступления в городской бюджет, без попадания в "транзитный пункт" - на счета КП "Киевреклама".

Тарифы 6-летней давности

На сегодняшний день, действующие расценки на аренду участков в подземке составляют около 100 грн за 1 кв.м., а на подвижном составе - 180 грн. за 1 кв.м. в месяц.

"Эти тарифы остаются неизменными еще с 2013 года - за это время курс доллара повысился в 5 раз. А вот компании, занимающиеся предоставлением услуг по размещению рекламы, систематически повышают свои расценки, ориентируясь на современные рыночные цены. Если все это время городские власти не  поднимала расценки, значит это кому-то выгодно? А значит, кто-то из "верхушки" получает неплохой доход с этого", - рассказывает главный эксперт группы Реанимационный пакет реформ - Киев, специалист в области рекламы Александр Плива.

Так, например, по расценкам одной из компаний, занимающихся размещением рекламы в киевском метрополитене, ООО "Атлантис Люкс", указанными на их официальном сайте, одно рекламный блок на путевых стенах стоит от 2800 до 8700 грн в месяц, плюс за производство такого "постера" дополнительно нужно оплатить 400 - 930 грн. Аренда же листовок на двери обойдется в 218 тыс. Грн и еще 30 тыс. - их производство. Брендирование вагона обойдется в 94 тыс. Грн - за изготовление этого масштабного "окраску" заказчик добавить еще 300 - 350 грн за 1 кв. м.

Дорогой является услуга "Брендирование станций" - такая стилизация будет стоить не менее 262 - 320 тыс. грн в месяц.

Город зарабатывает жалкие копейки, по сравнению с компанией-посредником - около 10 - 15% от заработанной прибыли.  Даже на одном из самых дешевых видов рекламы в подземке тысячи гривен проходят мимо городского "бюджетного кошелька".Как пример - плакаты на эскалаторных сводах: за один такой блок, размером 3 на 1 метра, в казначейство поступает 540 грн., в то время как компания-посредник зарабатывает более 5 тыс. Грн, а дополнительно - еще 1,5 тыс. грн за монтаж / демонтаж конструкции.

Так почему же власть теряет шанс получать многомиллионные прибыли без вложений в новые проекты? Площадкой для бесперебойного приумножения средств являются помещения и вагоны поездов метрополитена.

"Если бы, к примеру, КП "Киевский метрополитен" установил собственные конструкции, тогда это уже вопрос к Антимонопольному комитету. Нельзя, чтобы всем занималась одна компания, даже если она от местной власти, потому что это уже монополия", - говорит начальник управления по вопросам рекламы КГГА.

Однако, при этом, существует вполне законный вариант - повышение тарифов для предпринимателей, что, платя копейки до "городской копилки", получают миллионы на собственные счета.

"Костяк" закоренелых. Новичкам не пробраться

Уже не один год среди компаний-предпринимателей, которые "заправляют" в большей части самых прибыльных мест в метрополитене, остается определенный "костяк". Отхватить лакомые участки новичкам, скорее всего, просто не удастся.

"По сути, рынок рекламы в метро уже фактически занят - здесь годами "заседает" ряд компаний, а для новых предпринимателей путь практически закрыт. Новым субъектам хозяйствования очень трудно пробиться - им придется пройти такой длинный бюрократический путь, в конце которого, не факт, что ожидания оправдаются. Поэтому тот, кто хочет рекламироваться, вынуждены пользоваться услугами тех, кто уже на рынке", - комментирует эксперт группы Реанимационный пакет реформ - Киев Александр Плива.

Как отмечают эксперты, частым явлением является получение отказа, найдя какую-то мелкую причину. 

Действительно, в перечне "Приказов о предоставлении согласований на размещение рекламы на транспорте коммунальной собственности территориальной общины города Киева" на сайте КГГА систематически фигурируют несколько названий.

Одним из них является ООО "Космос медиагруппы" - соответствующие приказы были подписаны и в марте, и в апреле. Его основателем является депутат Киевсовета от "МЧП" Богдан Бобровский.

На "просторах" подземки давно работает ООО "Центр медиагруппы", которое тоже регулярно получает положительные приказы о размещении рекламы. В графе "Конечный бенефициарный владелец" указанные Иван Березники и Павел Матвиенко.

О тесных, фактически родственные, связи Богдана Бобровского неоднократно обсуждались в СМИ. По информации издания Полиграф, сын Ивана Березекно, Сергеем, нынешний нардеп от "МЧП" юных молодых связывало много общего.  Так, в 2006-2007 годах они вместе работали в ООО "Украинская буровая компания". Затем Бобровский был главным консультантом в Управлении по делам семьи и молодежи КГГА, которое в то время возглавлял Сергей Березенко.

Тесным сотрудничеством с киевским метрополитеном на своем официальном сайте щеголяет ООО "Атлантис люкс". Именно с этим оператором рекламы на сайте КГГА можно найти самые свежие согласования, датированные концом июня и июля этого года.

Директор "Атлантис люкс" - Головко Евгений Викторович. Это - харьковское предприятие, зарегистрированное на проспекте Гагарина в г. Харьков. Нам не удалось найти ни его декларацию, ни личную информацию. Однако, всплыл факт судебных разборок.

"Досудебным расследованием в указанном уголовном производстве установлено, что участниками организованной группы под руководством ЛИЦО_3 в период 2014-2016 годов зарегистрированы или перерегистрированы на подставных лиц ряд предприятий (ред. - их в перечне около 100). С целью прикрытия незаконной деятельности, путем использования  реквизитов и банковских счетов в преступных схемах по созданию искусственной документальной видимости осуществления финансово-хозяйственных операций", - говорится в Постановлении от 01.08.2016 по Делу № 760/6919/16-к Соломенского районного суда г. Киева.

В документе указано, что кроме этого, на банковские счета указанных субъектов хозяйственной деятельности с признаками "фиктивности" перечислялись денежные средства реально действующих предприятий за якобы предоставленные услуги, выполненные работы или поставленные товары.

Эти названия нельзя найти в перечне приказов об отказе в предоставлении согласований, как, например: ООО "Неон-проект", ООО "Скай медиа лайт", ООО "Солинг" и другие.

Сотрудничество с Prozorro и увеличение тарифов: миф или реальность?

С момента утверждения действующих ныне смешных для многомиллионного мегаполиса, расценок на сданные в аренду участки под рекламу прошло около 6 лет.

"Сейчас мы работаем над актуализацией тарифов по всему городу - как внешнюю, так и на метрополитен. Цифра будет взвешенная, четко аргументирована и просчитана. Этим будет заниматься Управление ценовой политики. Сейчас мы готовим свои предложения, предоставляем в Управление и они определяют и готовят соответствующее распоряжение", - отмечает начальник управления по вопросам рекламы КГГА Александр Смирнов.

Правда, сроки воплощения в жизнь этих планов пока неизвестны.

Еще одним шагом, одновременно уравновесит ценовую политику и сделает доступным для киевлян перечень "бизнесменов подземки", стало бы открытое проведения торгов той или иной участок.

"Проведение открытых конкурсов с помощью системы "ProZorro.Продажи" показали бы реальную картину спроса на рынке, количества потенциальных арендаторов и выбрать компании, ориентируясь на наиболее предложенную цену. В таком режиме можно было бы работать уже не один год, однако этот момент все  оттягивался", - отмечает эксперт группы Реанимационный пакет реформ - Киев Александр Плива.

Этой весной, наконец, КГГА подписало документ о сотрудничестве с электронной торговой системой государственных аукционов "ProZorro.Продажи". В рамках пилотного проекта выбран именно КП "Киевский метрополитен" - на аукционе будут избираться арендаторы тех или иных участков подземки, выделенных под рекламу. Скорее всего, в действие эта система будет запущена после внесения изменений в Правила размещения рекламных объектов в городе Киеве. По словам Александра Смирнова, сейчас в КГГА работают над обновленным правилам, которые будут определять типы и места для размещения в метрополитене. Сроки окончания обработки данного блока информации пока неизвестны.

Трудно поверить, что миллионы, заработанные на рекламе, не интересуют столичную власть. Вероятно, эти средства просто уходят в нужные карманы, поэтому уже годами "закрываются глаза" на официальные копеечные тарифы, которыми продолжает оперировать КГГА. Вместо того, чтобы сделать отрасль открытой и прозрачной, позволить зарабатывать метрополитена свое развитие, столичная власть пошла другим путем - заставить заплатить киевлян за все убытки и серые схемы, повысив плату за проезд.

Мы и в дальнейшем следить за развитием событий, поэтому подробности читайте на сайте Знай.ua.