Международный день демократии был учрежден в ООН в 2007 году и отмечается ежегодно 15 сентября. Мы так привыкли к слову "демократия", что уже даже не задаемся вопросом, а что оно, собственно, значит. Демократия ассоциируется у нас с правами и всяческими свободами, выбором власти и прочими приятными вещами. Но, конечно, так бывает не всегда и не везде. Портал "Знай.ua" исследует историю и значение этого привычного термина.

Миф об афинской демократии

Всем известно, что термин этот греческого происхождения и буквально означает "власть народа". Мы не раз слышали о демократическом устройстве древнего античного города Афины, где свободолюбивые греки без царей и диктаторов решали, как им жить. Конечно, в реальности всё было не так радужно. Решение общественных вопросов на собраниях методом голосования – это был, безусловно, прогрессивных шаг для того времени вождей и деспотий. Но на самом деле, в решении таких вопросов принимало участие всего около 15% населения Афин, только свободные статусные мужчины. Рабы, освобожденные рабы, женщины, урезанные в правах жители и проживающие в Афинах иностранцы (даже греки из других городов) в общем собрании участия не принимали и на судьбу города влиять никак не могли. Более того, среди этих 15% плодилась бюрократия, ведь каждому статусному афинцу хотелось иметь какую-то государственную должность. В какой-то момент оказалось, что любой взрослый свободный мужчина в городе почему-то находится на какой-то специально под него придуманной должности. Естественно, о гибкости управления и администрирования в таких условиях говорить не приходилось, поэтому во время войн и кризисов управление на себя брали самые уважаемые и ответственные, некоторые из которых приобретали вполне диктаторские полномочия. Так что назвать афинскую демократию полноценной нельзя даже частично. Потому что в рабовладельческом государстве власти народа быть не может.

Альтинг – парламент Исландии

Первым парламентом, то есть институтом не прямой, а представительской демократии, считается исландский альтинг, впервые собравшийся в 930 году. У его создания были и собственные предпосылки. Дело в том, что скандинавские поселения в Исландии были основаны переселенцами из Норвегии, сбежавшими от диктатуры короля Харальда I. Свободолюбивые викинги не привыкли подчиняться монарху, поэтому на новом месте решили жить без единой власти, а решать вопросы сообща.

Популярные статьи сейчас

Юные киевляне с баллончиками показали Кличко, как наказать быдло-водителей

Во Львове "умер" автовокзал

Под Черновцами ползучая тварь чуть не загрызла малыша: "Спаси, мамочка"

Украинцам выдадут на руки по 8000 гривен: кто и когда сможет получить выплату

Показать еще

Раз в два-три года на поле Тингвеллир съезжались представители всех родов, живших на острове, и держали совет по всем насущным вопросам войны и мира. Решения принимались голосованием, простым большинством. Конечно, как и в случае с Афинами, участвовать в заседаниях альтинга могли только свободные мужчины. Тем не менее, для Северной и Западной Европы это был беспрецедентный случай немонархического государства, граждане которого чувствовали себя намного свободнее, чем их родственники в Норвегии и Швеции.

Украинский опыт

Известным примером ростков демократии на территории современной Украины является, конечно, Запорожская Сечь. Административное устройство Сечи, особенно в первые годы существования, было достаточно сложным, представляя собой смесь из прямой демократии, военной диктатуры и обычного администрирования.

С одной стороны, были рады: сечевые, куренные и паланочные. Именно там решались самые важные вопросы, связанные с назначением должностных лиц, разделом земель и началом военных походов. Также разбирались иски и претензии. Общая Сечевая Рада собиралась 1 января, 1 октября на Покров и в первые дни Пасхи. Но могла быть созвана и экстренно в любой момент.

При этом в военное время власть полностью переходила в руки кошевых атаманов, которые могли казнить и миловать по своему усмотрению.

Безусловное такое двоевластие, обусловленное тем, что четких рамок мирного и военного времени не было, создавала множество коллизий и пространство для манипуляций. Общие сечевые рады не раз становились послушным орудием в руках опытных и политически подкованных казацких старшин. А постепенно, с усилением гетьманата, Сечь и вовсе превратилась в немного экзотичную конституционную монархию.

"Демократия — наихудшая форма правления, если не считать всех остальных"

Известная фраза, которую часто приписывают то Аристотелю, то сэру Уинстону Черчиллю. Аристотель такого точно сказать не мог, а Черчилль и правда говорил. Правда совершенно в другом контексте. В своей речи в Палате общин в 1947 году он процитировал эту фразу как ошибочную, и заявил, что народовластие – это правильный путь развития человечества. Точная цитата такая:

"Никто не притворяется, что демократия — идеал или ответ на все вопросы. Действительно, утверждалось, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех тех других форм, которые применялись время от времени; однако, в нашей стране распространено мнение, что править должен народ, править продолжительно, и что именно общественное мнение, выражаемое всеми конституционными способами, должно оформлять, направлять и контролировать действия министров, которые являются их слугами, а не хозяевами".

Настоящий автор фраз не установлен, так что её вполне можно считать народной. Некоторые исследователи приписывают её английскому политику 19-го века Бенджамину Дизраэли.