Еще в разгар лета 12 июля Верховная Рада Украины приняла в первом чтении законопроект 4733-1, касающийся усовершенствования градостроительной деятельности. Обсуждали недолго. Приняли за основу в течении 24 минут. Предварительно он прошел 7 комитетов включая антикоррупционный, евроинтеграционный и комитет государственного обеспечения правоохранительной деятельности. Не прошел он только общественные обсуждения с представителями строительного бизнеса. Эту оплошность решили устранить вчера в рамках круглого стола. Что из этого вышло – видел корреспондент портала "Знай.ua".

Как повысить налоги на 5%? Очень просто. Сначала нужно заявить, что нужно повысить налоги на 10%. Все возмутятся. Начнутся заседания, разговоры, выступления. В итоге стороны сойдутся на том, что налоги всё-таки необходимо повышать. И, пойдя на уступки, представители властей смогут установить налог на уровне всего на 5% выше изначального. Цель – достигнута. И все, при этом, остались довольны.

Как побороть коррупцию и мошенничество в строительной отрасли? Очень просто. Нужно ввести вместо 5 категорий сложности 3 класса последствий. И если на этом моменте у Вас возникли вопросы – это естественно, ведь простому человеку оба упомянутых выше понятия – ни о чем не говорят. Поэтому вдохновители (лоббисты) законопроекта и сделали все более наглядным, нарисовав занятную инфографику, на которой отчетливо видно, как новые правила будут бороться с коррупцией и махинациями.

Если Вам все-равно не понятно, как описанные выше действия заставят строительные компании быть более честными, чем сейчас – мы попытаемся объяснить, как это видят авторы законопроекта. По словам первого заместителя главы Комитета ВР по вопросам строительства и ЖКХ Дмитрия Андриевского, благодаря изменениям законодательной базы: "81% строительств будет начинаться на следующий день после отправки "повідомлення" о начале строительства".

С ним согласен и глава государственной архитектурно-строительной инспекции Алексей Кудрявцев, который обещает, что: "Декларации на начало строительства (ред.: для этих категорий) вообще не будет, а По "Повідомленням" не будет дано ни одного отказа". К слову, это нововведение, возможно, действительно сможет ускорить темпы строительства. Правда, стоит обратить внимание, что касаться оно будет исключительно частных домов, малоквартирных домов частного использования и административно-хозяйственных зданий для малого и среднего бизнеса. Грубо говоря, всех тех строений, которые сейчас относятся к первой и второй категории сложности застройки.

Популярные статьи сейчас
2,64 грн за кВт – это еще халява: каким будет новый тариф на электроэнергию  Мобилизация с 18 мая: кого ждет усиленное внимание Новые тарифы оставят без сбережений: как изменятся платежки за вывоз мусора Пенсионерам предоставляют еще один вид льгот: что нужно знать
Показать еще

О будущей победе над коррупцией в строительной сфере, которой удастся достичь благодаря этому законопроекту, заявили и другие его соавторы. По словам народного депутата Геннадия Кривошеи, этот документ будет "защищать права инвесторов", а нардеп Ирина Суслова надеется, что: "Слушание по этому законопроекту будет назначено уже на следующую неделю", поскольку – "Украине пора переходить на двуступенчатую разрешительную систему" - о чем народный избранник в рамках круглого стола, выразительно зачитала с листочка.

Единственная проблема, по словам представителей застройщиков, присутствовавших на заседание, состоит в том, что особых проблем с коррупцией и махинациями на этом уровне на сегодняшний день и так не встречается. Так, член Совета Украинского Строительного Сообщества Сергей Овчинников отмечает, что основные правонарушения в этой сфере наблюдались в контексте 3 группы категорий сложности строительства. И поясняет, что эти махинации были следствием того, что некие "строители" (при чем условно в рамках законодательства) на основании личных договоренностей с местными органами, дающими разрешения на застройку, умудрялись выдать широкомасштабные постройки жилых комплексов за отдельно существующие стройки. Таким образом, вместо того, чтобы подавать огромный пакет документов и получать "Дозвіл" на строительство, они подавали лишь документы, необходимые для получения строительной "Декларації". "Я не понимаю, в чем именно состоит принципиальный прорыв данного законопроекта. Новое – враг хорошего. В Европе категориями пользуются и сегодня. Может проще будет уточнить формулировку для 3-й категории сложности, ограничив ее, например, этажностью в 3 этажа?" - отмечает Сергей Овчинников.

В придачу, по его словам, любое изменение законодательства – это "красный свет" для иностранных инвесторов, которые заинтересованы в стабильности последнего. Кроме того, у эксперта существуют и некоторые опасения по поводу отдельных нововведений, которые могут усложнить жизнь не только "махинаторам", но и честным строителям, при этом никак не повлияв на ситуацию с коррумпированностью сферы строительства: "Еще интересно касательно изменений к статье 12 (ред.: касающуюся Закона України "Про основи містобудування"), выглядит так будто этот законопроект собирается ввести дополнительные общественные слушания по введению объектов в эксплуатацию. И последнее, в документе нет никаких статей, которые бы наказывали чиновников за коррупцию".

Со своим коллегой согласна и руководитель направления "Строительство" Офиса эффективного регулирования, член правления Союза Украинских Предпринимателей Елена Шуляк. "Объяснительная записка к законопроекту построена вокруг частных случаев, которые относятся к прямым нарушениям уже существующих норм. Честно говоря, я не вижу, каким образом поправки изменят эту ситуацию. Реальная причина появления законопроекта – махинации в 3-й группе. Но я вижу, что ни одна из заявленных проблем не будет решена с помощью этого законопроекта. Лучше было бы внести более существенные наказания за нарушение уже существующих норм" - отмечает эксперт.

Еще одно опасение по поводу законопроекта выразил член Совета Украинского Строительного Сообщества Сергей Петров. По его словам, одна из норм будущего закона обяжет крупных застройщиков в обязательном порядке проходить экспертизу в соответствующем государственном органе, коих сейчас не так уж и много. "Меня беспокоит, смогут ли экспертные институты справиться с такой нагрузкой. И ещё, я вижу, что после принятия этого закона, возрастет цена получения разрешений, что приведет к удорожанию строительства" - отмечает Петров.

По поводу норм будущего закона и ситуации с экспертными организациями высказался и вице-президент Конфедерации строителей Украины Анатолий Беркута. "Я был соавтором теперешних ДСТУ. Я не против законопроекта. Хочу сказать одно: нужно более четко разделить объект, к которым применяются правила. Что еще необходимо, так это хорошие экспертные организации, которые действительно будут давать квалифицированные заключения по объектам, а не конторы, в которых работает по 2 человека. В такой организации, по нашему мнению, должно работать как минимум 12 человек – специалистов из разных областей" - акцентировал внимание присутствующих Беркута.

К слову, даже не все народные депутаты, пришедшие на круглый стол, оказались едины в порыве поскорее принять новый закон. Например, Александр Домбровский допустил, что законопроект может наоборот привести к еще большей коррумпированности отрасли. "С точки зрения промышленности, я опасаюсь, что данный законопроект приведет к повышению уровня коррупции в этой сфере, что повлияет на строительство больших объектов. Если промышленное строительство будет занесено в эту вторую категорию со всеми этими новыми разрешениями, которую будут выдаваться централизованно". Если честно, это заявление господина Домбровского немного удивляет, поскольку, когда законопроект проходил голосование в первом чтении, Александр Георгиевич умудрился поддержать начинание своего коллеги по фракции и отдал голос "За". Что именно изменилось за эти два месяца – вопрос, скорее, риторический. Свои догадки мы оставим при себе, а читатель пускай делает выводы самостоятельно.

Стоит отдать должное и сторонникам превращения законопроекта 4733-1 в полноценный закон, которые, очевидно, знали о том, что такие вопросы непременно должны возникнуть и подготовились к ним. И хоть ответы их были немногословны, и скорее походили на мантру о 81%, они все же были.

Так, директор департамента государственных программ и развития строительства Минрегиона Наталья Козловская заверила собравшихся, что: "Экспертов – хватит. Поскольку этим смогут заниматься и частные лица (а не только государственные институты). Государственная экспертиза будет проходить только на самых сложных объектах". На этом моменте у бывалого коррупционера непременно возникает вопрос: "А кто и каким образом (на основании каких норм и суждений) будет определять, является ли объект "одним из самых сложных", или тут можно как-нибудь решить вопрос".

Свое мнение по поводу опасений застройщиков касательно ужесточения норм получения разрешений на строительство высказал и Алексей Кудрявцев, пообещав, что: "Для порядочных застройщиков 4-5 категорий сложности – ничего не поменяется". Единственное, что при этом не совсем понятно, каким критерием сейчас измеряется эта самая пресловутая порядочность.

Если в двух словах подытожить ситуацию, на данном этапе все указывает на то, что в перспективе новый закон может породить больше вопросов, чем ответов, а конечную пользу от него получат те, кто и так сейчас не особо обижен. С другой стороны, не исключено, что его противники в лице крупных строительных компаний, просто хотят поторговаться и выбить для себя более выгодные условия. Вероятнее всего, что ответ лежит как всегда где-то посредине. Ясно одно, фраза: "Цей Закон набирає чинності з 1 січня 2017 року, крім пункту 6 розділу ІІ цього Закону, який набирає чинності з дня його опублікування", содержащаяся в законопроекте, очевидно, не совсем уместна на данном этапе.